Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей «Народная кукла»

Нина Овсянникова
Семинар-практикум для родителей «Народная кукла»

Познакомить участников семинара – практикума с народной тряпичной куклой; развивать творческую фантазию и воображение, чувство прекрасного; воспитывать любовь и уважение к народной культуре, традициям.

Материалы и оборудование:

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Народная кукла“» размещена в разделах

Кусочки ткани для изготовления кукол, нитки, ножницы – раздаточный материал для каждого участника семинара-практикума; образец куклы - закрутки; технологические карты; для выставки – народные тряпичные куклы.

Ход мероприятия:

1. Вводная часть.

- Добрый день уважаемые участники, гости. Я очень рада всех вас видеть. Надеюсь, вы сегодня узнаете много нового, интересного. Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки, лоскутной кукле, кукле из бабушкиного сундука. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать кукол.

2. Теоретическая часть.

Трудно представить, что было время, когда не было магазинов. А, как вы думаете, где же дети брали игрушки?

Тогда игрушки были не такие яркие, как в современных магазинах, но и в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети свои игрушки.

"Кто в куклы не играл, тот счастья не видал" - гласит народная мудрость.

Почему я хочу познакомить именно с рукотворной игрушкой – такой теплой, любимой и сделанной своими руками. Да потому что она вобрала в себя все, чего нам так не хватает в бурном веке. Наше сегодняшнее желание - знать: какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила - это не только познавательный интерес, но еще и стремление помнить историческое и культурное прошлое своего народа, сохранить семейные ценности.

Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

С игрушками в мир детей приходит особое богатство. Мячик и кубики, пирамидка и неваляшка, птичка-свистулька и матрешка с дюжиной сестриц "мал мала меньше"… И все-таки самая распространенная в мире игрушка – это кукла, она сопровождает нас всю жизнь. Она учит, воспитывает, с куклами дети могут себя почувствовать взрослыми, а взрослым она дает возможность вернуться в мир детства.

На Руси было большое многообразие кукол. Они изготавливались с разной целью: одни были оберегами, защищали семью от бед и болезней, другие делались к праздникам и являлись обязательным подарком, а были и просто куклы-игрушки, с которыми можно было поиграть или сладко уснуть в кроватке.

Куклы, наделенные обрядовой символикой, бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. С ними беседовали, поверяли им свои беды и радости, их призывали на помощь.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле, как о магическом предмете

Кукла «Ржанка» (Стригушка (показ образца) : эта забавная игрушка родилась в деревне, её делали в честь окончания жатвы. После уборки урожая крестьяне изготавливали «Ржанку» из последнего снопа, наряжали её в кумачовый сарафан, на голову надевали кокошник, на шею бусы, ожерелье. Украсив, куклу несли вдоль села с песнями и плясками. Затем вносили её в дом и хранили до следующего урожая. Верили, что в ней заключается великая сила, которая поможет вырасти хороший урожай в следующем году.

Так же были обрядовые куклы : «Рождественская Коляда», «Покосница»,«Десятиручка», «Меланья» и др.

Кукла «РождественскаяКоляда»(показ образца).Основой служит берёзовое полено. Такая кукла была пожеланием добра, процветания, богатого урожая. Берёзовое полено заботливо украшали юбочкой, цветастым платком, одевали ей ситцевые бусы и шли колядовать в светлый праздник Рождества Христова. Во время праздника её раздевали, а потом сжигали.

Куклы обереги. Куклы-обереги, передавались от матери к дочери. Они были наделены особой силой и энергией. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле, как о магическом предмете. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла вещь не одушевлённая, а значит недоступная для вселения в неё злых сил. Оберег – как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей.

Первой куклой в жизни ребёнка, участницей таинства его рождения была «Кувадка» (показ образца).Считалось, что во время рождения ребёнка отец должен взять в руки такую куклу и ходить вокруг дома, бани, чтобы отвлечь злых духов от матери с ребёнком, в этом случае кукла заменяла новорождённого. Для изготовления нужно взять лоскут ткани размером примерно 30х30 см. На этот лоскут положить небольшой кусочек ваты или шерсти. Сложить лоскут ткани треугольником, перевязать ниткой по линии шеи. Получится голова. Ручки можно сделать, перевязав ниткой противоположные углы ткани. Если уголки подогнуть на изнаночную сторону, то получатся ровные манжеты. В некоторых местностях «Кувадке» оформляли линию талии, перевязав её цветной нитью.

Кукла «День – ночь» (показ образца). Это даже не одна, а две куколки, изготовленные по одному образцу, но из разных по цвету кусочков ткани. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью — темную. Куколка «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня и следит, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка «Ночь» — мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь — волшебница. Она меняет и вещи, и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Делается как «Кувадка».

Кукла «Пеленашка» (показ образца). Она оберегала ребенка до крещения. Для «Пеленашки» обычно брали лоскуты старой, заношенной одежды. Из одного лоскута скатывали столбик – тело. В области шеи и талии перевязывали ниткой. Цветной лоскут – платок покрывал головку, а во второй цветной лоскут куклу пеленали. Спеленатая кукла обвязывалась цветной тесьмой или лентой. Берегинюсна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны.

В подарок на именины дарили куклу «Ангелочка» (показ образца). Не только детские куколки были оберегами, кукла «Домовой» — оберег домашнего очага. И до сих пор люди стараются приобрести её. Кукла «Пугало» — оберегает огородные посевы от птиц и скота (показ картинок).

Так же ещё куклы - обереги : «Берестушка», «Бессоница», «Свадебные куклы», куклы для «Мирового дерева», «Воршут» (оберег удмуртского народа, куколка «Колокольчик», «На здоровье», «Травница», «Крупеничка» (показ картинок и кукол, сделанных своими руками).

Игровые куклы.

Игровые куклы предназначались для забавы детям и изображение лица допускалось. Они делились на сшивные и свернутые. Свернутые куклы делались без иголки и нитки.

В семье, когда ребёнок подрастал, мама делала ему маленькую куколку «Зайчика»(показ игрушки). Надевала на пальчик, чтоб в ладошку спрятался. С этих пор у ребёнка появлялся настоящий дружок, с которым можно поиграть и доверить ему самое сокровенное.

К свёрнутым куклам относятся и куклы-закрутки. Считается, что наиболее древней среди традиционных свёрнутых кукол России была «кукла-Полешко» (показ образца). Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное полено, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры: туловище-кусок ткани, свёрнутый в «скалку», лицо тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой свёрнутой куклой считается барыня, распространённая в Тульской губернии. Её делали для самых маленьких.

Играли дети и в тряпичную куклу «Малышок-голышок» (показ образца). Её отличительная особенность – ткань внизу разделяли на две части. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как ясно из названия, был без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что «Малышок-голышок», изображавший мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

К игровым куклам относятся кукла «Самокрутка», кукла «Вертута» и другие.

«Вертута» -само слово подсказывает способ её изготовления. Кукла вертится из лоскутков ткани. Нужно взять небольшой лоскут ткани и свернуть его трубочкой. Полученную полотняную трубочку сложить вдвое пополам. Скатать трубочкой второй лоскут (поменьше размером, чем первый, это будут руки. Их нужно проложить между скатанными трубочками. Нитью перетянуть верхнюю часть сложенной пополам трубочки над руками – оформить головку. Под руками тоже перетянуть нитью, обозначив талию.

Домашнее задание: куколки у вас готова. Осталось её с помощью: ниток, иголки, ткани, вышивки, тесьмы, декоративного материала, бусинок, бисера и т. д. принарядить (показ картинок кукол в разных нарядах).

Смастерить куклу (смотать, скрутить, свалять) дети могли сами уже с четырех-пяти лет. Играли в куклы обычно как девочки, так и мальчики до семи-восьми лет, т. е. до той поры, пока они носили схожую одежду (длиннополые рубахи). Создавая мир своей куклы, каждая девочка училась рукоделию и постигала премудрости общения в разных жизненных ситуациях.

- Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушнымии милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

Если у вас дома есть различные лоскутки ткани, тесьмы, то вы можете принести это в группу. Весь этот материал нам пригодится для создания кукол.

Публикации по теме:

«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.

«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей«Здоровый ребенок — счастливая семья». Семинар-практикум для родителей Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными слагаемыми способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего»Семинар-практикум для родителей старшей группы «Творческие игры из ничего» Форма проведения: практикум. Цель: уточнить, закрепить и углубить знания родителей о творческих играх с детьми. Задачи: - показать родителям.

Семинар-практикум для родителей «Стили семейного воспитания» Цель: Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться»Семинар-практикум для родителей «Как помочь ребенку учиться» Цель: Объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся. Задачи: • Оценка значимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Народная кукла»
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 12:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД