МААМ-картинки

Семинар-практикум для родителей «Работа со звуками [Р]-[Р’] у детей во взаимодействии с родителями»

Тарасова Наталья петровна
Семинар-практикум для родителей «Работа со звуками [Р]-[Р’] у детей во взаимодействии с родителями»

Цель: повышение продуктивности коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений воспитанников в условиях семьи.

Задачи:

1. Повысить компетентность родителей о способах устранения речевого недостатка ребенка в домашних условиях.

2. Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, некоторыми приемами по формированию сильной воздушной струи и правильного речевого дыхания.

3. Формировать практические навыки по работе над постановкой звуков [Р]-[Р’].

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Работа со звуками [Р]-[Р’] у детей во взаимодействии с родителями“» размещена в разделах

4. Познакомить родителей с интерактивными играми по автоматизации звуков.

Ход:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

I. Водная часть.

- Сегодня мы собрались на семинар – практикум, тема которого была определена из ваших запросов. Наиболее значимой на сегодняшний день для Вас является проблема нарушения произношения звуков [Р]-[Р’]. Поэтому данное собрание мы посвятим методам и приемам, способствующим преодолению нарушений этих звуков, и особое внимание уделим помощи, которую вы сможете оказать своим детям в домашних условиях.

II. Норма артикуляции звуков [Р]-[Р’].

-Уважаемые родители, произнесите, пожалуйста, длительно звук [Р]. Как правило, у нас, у взрослых, произнесение данного звука не вызывает затруднений, потому, что наши органы артикуляции готовы к его произношению, у детей же с нарушением речи они еще недостаточно подвижны, а значит их нужно упражнять и тренировать. Звуки [Р]-[Р’] в онтогенезе формируются значительно позднее свистящих и шипящих, и являются наиболее трудными в постановке и коррекции.

Причины нарушения звуков:

1. Укороченная подъязычная связка («уздечка», ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;

2. Слабость мышц языка;

3. Неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;

4. Слабая воздушная струя.

В первом случае, при укороченной уздечке, обращаемся за помощью к врачу - хирургу, а вот в трех других случаях, на помощь приходим мы с вами, педагоги и родители, и только в тесном сотрудничестве, потому что усилия с одной стороны не приведут к желаемому результату.

Дефекты произношения звука:

Искажение артикуляции звука [Р] или его пропуск называется ротацизмом. Часто всего встречается горловое произношение (картавость). Замена звука [Р] любым другим звуком называется параротацизмом, например замена [Р] на [Л] (лыба — рыба, лак— рак).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

При устранении недостатков произношения звука [Р] сначала следует подготовительная работа:

III. Артикуляционная гимнастика с родителями.

Тренируем артикуляционный аппарат.

1. Практическое выполнение упражнений: «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Маляр», «Индюк», «Дятел», «Комарик», «Заведи мотор».

Логопед следит за правильным выполнением каждого упражнения, комментируя значимость каждого из них.

Вывод: Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

IV. Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей.

1. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

2. Проигрывание игр с родителями.

Вывод: При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

V. Выработка вибрации языка с использованием зондозаменителей (ватной палочки).

После подготовительных упражнений можно перейти к вызову звука.

Логопед демонстрирует родителям приемы постановки звука [Р] и обучает им родителей.

Уложите ребенка на коленку, предложите ему выполнить упражнение «Грибок», сделать вдох через нос и резко выдох через рот, не опуская язык. Как правило получается сочетание звуков ДРРР. Вырабатываем длительное произношение этого сочетания с помощью звуковых дорожек «Помоги зайчику добраться до леса». Затем произносим сочетание ДР с гласными: дрр – а, дрр – о, дрр – у, дрр – ы. Произнесение звукосочетаний производится на одном выдохе. Если у ребёнка не совсем получается, тогда одновременно ватной палочкой под кончиком языка производим быстрые колебательные движения в вертикальном направлении. Кончик языка то смыкается с твердым небом, то отрывается, таким образом, достигается вибрация кончика языка. Следующим этапом начинается постановка звука в конце слога и только потом в начале и середине. Как только у ребёнка получится проговаривать звук [р] в этих слогах, он по-настоящему зарычит. С помощью звуковых дорожек, мы отрабатываем изолированно звук [р].

В результате регулярных упражнений грубая вибрация заменяется нормальной. Обычно постановка этого звука требует много сил и времени от ребенка и от родителей. Только при систематических ежедневных занятий можно добиться положительных успехов

VI. Последовательность работы по автоматизации звуков [Р]-[Р’].

Это длительный процесс, требующий терпения.

(Далее логопед рассказывает о последовательности, а родители проигрывают, проговаривают).

Автоматизацию звука [Р] начинаем сначала в слогах: выполняем с помощью поп и та.

Затем в словах, выделяя голосом звук [Р]: показ игры.

Далее автоматизируем звук [Р] в словосочетаниях: показ игр и игровых упражнений.

В предложениях: показ игр.

В чистоговорках, скороговорках, стихах. Обычно даю для заучивания дома.

Каждый раз напоминаю вам, чтобы был регулярный контроль звука в свободной речи. Запомните, если ребенок забывает или ленится правильно произносить звуки в речи, или по привычке, останавливайте его и просите произнести правильно.

Аналогично автоматизируем звук [Р’]. При этом объясняем позу языка. Язычок вибрирует у краешков верхних зубов.

VII. Рубрика «В помощь родителям»

При автоматизации звуков я Вам предлагаю в тетрадях задания.

VIII. Итог заседания.

- Наше мероприятие подошло к концу. Надеюсь, что полученная информация будет для Вас полезной, и мы сможем помочь вашим детям в речевом развитии вместе, в частности в коррекции произношения звуков [Р]-[Р’].

Публикации по теме:

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках»Семинар-практикум для родителей второй младшей группы «Здоровье детей в наших руках» Конспект семинара-практикума для родителей во 2 младшей группе «Ягодка» Выполнила: Чегодаева С. А. Тема: «Здоровье детей в наших руках» Цель:.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Работа со звуками [Р]-[Р’] у детей во взаимодействии с родителями»
Опубликовано: 30 января 2024 в 14:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД