Приложение МААМ

Семинар-практикум для родителей «Роль художественной литературы в развитии дошкольников»

Любовь Павловна Лысенкова
Семинар-практикум для родителей «Роль художественной литературы в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Роль художественной литературы в развитие речи дошкольни-ков».

Цель: Дать представление родителям о том, какую роль играет художе-ственная литература в развитие речи дошкольников. Рассказать как пра-вильно читать детям книги, познакомить с программным материалом. Рассказать о выставке новых пособий для родителей.

План:

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Роль художественной литературы в развитии дошкольников“» размещена в разделах

1. «Роль художественной литературы в развитии речи дошколь-ников» (консул.).

2. Рекомендации родителям «Как правильно читать детям книгу».

3. Выступление родителей на тему «Книжный уголок дома».

4. Выставка книг по программе.

5. Выставка новых пособий для родителей, краткий обзор.

Большое значение в развитии речи ребенка играет художественная литература. Перед нами воспитателями и родителями стоят такие задачи. Развивать интерес и любовь к художественной литературе. Воспитывать интерес и способность различать выразительные средства. Учить опреде-лять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формировать нравственные критерии оценки. Учить выразительно читать, при пересказе текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие харак-теру произведения, переживаниям героев. Развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Иллюстрации в книге окажут помощь в орга-низации речевой работы с детьми как в дошкольном учреждении, так и в семье. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребенку художественных произведений будет не только способствовать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребенка по-требность самому передать текст выразительно, в нужном темпе, при чте-нии художественной литературы, при пересказывании у детей становится чище произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается расска-зывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать.

Художественная литература оказывает большое значение в развитии речи дошкольников.

2. многие родители спрашивают «Что лучше читать детям? Какие по-купать книги? С чего начать чтение книги?». На эти вопросы я постараюсь вам ответить в определенной последовательности.

«Первая встреча» с новой книгой всегда волнующе. Что же читать? Чем руководствоваться при выборе книг? Выбор не может быть случай-ным, книга должна обладать художественными и воспитательными досто-инствами, развивать у детей чувства прекрасного. Желательно покупать книги с яркими художественными иллюстрациями, чтобы привлечь вни-мание ребенка, возбудить интерес книги. Это может быть сказка с торже-ством добра, любви и справедливости над злом; книга писателя - природо-веда о красоте и богатстве родной природы; книги о красоте людей в тру-де. Ну вот, книга выбрана, перед чтением рассмотрите вместе с детьми красочные иллюстрации, рассмотрите, что изображено на картинках, н не старайтесь рассказать содержание книги. Как начинать чтение? В начале сообщите что будете читать. Старайтесь, чтобы дети запоминали имена писателей. Полезно дать краткие сведения о писателе. Но, если ваш ребе-нок отвлекается от слушания? Никогда не делайте резких замечаний. Под-черкните выразительной интонацией, паузой, жестом, что вы ждете от ре-бенка внимательного слушания, но не нарушайте хода повествования. Как заканчивать чтение? Следует ли обсуждать прочитанное? Если произведе-ние сильно взволновало ребенка, как например ненецкая сказка «Кукуш-ка», то не стоит обсуждать книгу. Но если ребенок о чем-то спросит, то конечно надо ответить. Следует обращать внимание детей на художест-венные особенности языка произведений. Например, после чтения рассказа Снегирева «Скворец», вспомните с детьми, как автор писал о зиме, какими словами рисовал картину зимнего леса. Ваша задача - помочь детям вду-маться в слова, прислушаться к ним.

Время от времени книгу надо перечитывать. Дети любят находить для себя что-то новое в уже знакомом произведении, повторное чтение углуб-ляет и закрепляет восприятия услышанного. Чтение одного небольшого произведения может не удовлетворить ребенка, тогда можно прочитать еще что-нибудь, придерживаясь тематики или единства образов. Большие произведения лучше читать отдельными частями, например сказку «Ко-нек-горбунок» Ершова. Часто родители прибегают к чтению во время еды, чтобы заставить ребенка есть, в транспорте по пути домой. Читают без учета возраста детей. От такого чтения хорошего ждать мало.

Какие же условия благоприятны для чтения? Лучше читать в спокой-ной обстановке, в свободное от других занятий время. Особенно хороши «семейные чтения», когда все члены семьи слушают чтение. Книги, насы-щенные большим количеством событий читайте реже. Лучше читать кни-ги, носящие жизнерадостный характер, с несложным сюжетом. Полезно после чтения еще раз рассмотреть иллюстрации, невозможно воспитать любовь к книге, не воспитывая у ребенка бережного отношения к ней. Учите ребенка самостоятельно рассматривать книгу. Покажите, что это нужно делать только за столом. Ее всегда нужно класть на место, брать чистыми руками, а перелистывая страницы не мять и не рвать, беря их с верхнего правого угла. Не разрешайте ребенку перегибать книгу. Расска-жите, что над созданием книги трудилось много людей, ее надо беречь. Желательно, чтобы у ребенка был маленький шкаф для книг или полка. Пусть лучшие произведения литературы составляют сокровища ваших библиотек.

3. А сейчас посмотрите на нашу выставку книг по программе:

Для рассказов: р. н. с. «Царевна лягушка», «Храбрый мальчик», «Семь Сименов - семь работников», «Двенадцать месяцев», «Снегуроч-ка», «Легкий хлеб».

Для чтения: М. Джалиль «Вольные ветры», А. С. Пушкин «За весной, красой природы.», Аксаков «Аленький цветочек», Сладков «Медведь и Солнце», Маршак «Кошкин дом», Андерсен «Дюймовочка», Пришвин «Золотой луг», Маршак «пожар», К. Паустовский «Кот ворюга», Паустов-ский «Дремучий медведь», В. Бианки «молодая ворона».

Для заучивания наизусть: М. Исаковский «поезжай за моря, океаны», К. Бальмонт «Снежинка», Есенин «Белая береза», р. и. н. «Иван, Иван.», Е. Серова «Незабудки», Е. Благишена «Букварик».

4. Выступление родителей на тему «Книжный уголок дома» (где рас-положен книжный уголок, какие есть книги, соблюдают ли тематику книг, какие проводят развлечения, досуги).

5. А на этом столе выставка новых пособий. Книга «Учим детей на-блюдать и рассказывать» Н. В. Елкина, О. В. Маршичева. В этой книге рас-сказывается как заниматься с детьми, чтобы сформировать умение внима-тельно слушать и видеть, делать логические выводы, выделяя главные и второстепенные признаки. По каждому времени года включены: поговор-ки, пословицы, стихи, рассказы, загадки, приметы, игры и сценарии, про-ведение праздников.

В следующем пособии для родителей «1000 загадок» под ред. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина включены загадки о профессиях, об орудиях труда, о понятии времени, о растениях, птицах, насекомых, о природных явлениях.

В книге словарные «Словарные игры» даны кроссворды, ребусы, го-ловоломки, викторины, голограммы, шарады.

Эти книги развивают мышление, внимание, память, речь детей. В ка-ждой главе дается справка о конкретном виде забавы, совместная работа с вами поможет нам во всестороннем развитии наших детей.

Литература :

«Развитие речи дошкольного возраста» под ред. Ф. А. Сохина.

«Популярное пособие для родителей и педагогов - 1000 загадок» Н. В. Елкина, Т. И. Тарабурина.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 - е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Развитие дошкольников с использованием художественной литературы Тема «Развитие дошкольников с использованием художественной литературы». В развитии речи дошкольников огромную роль играет художественная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Роль художественной литературы в развитии дошкольников»
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 09:56
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для родителей «Роль художественной литературы в развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Павловна Лысенкова (УИ 211194) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД