Алёна Сердюкова
Семинар-практикум для родителей старшей группы «Будем говорить красиво»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей старшей группы по теме :
«Будем говорить красиво»
Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС №47 «Радуга»
Сердюкова Алёна Евгеньевна
Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления рече-вых навыков у детей в домашних условиях
Задачи:
1. Определить уровень знаний родителей по вопросам речевого развития ребёнка.
2. Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.
Публикация «Семинар-практикум для родителей старшей группы „Будем говорить красиво“» размещена в разделах
3. Повысить педагогическую компетентность родителей.
4. Привлечь родителей к совместной коррекционно-логопедической работе.
Материалы и оборудование: цветы из бумаги (работа детей, шкатулка с «жемчужинами», мяч, красная ваза, зеленая ваза.
Ход семинара-практикума
I. Вступительная часть:
Воспитатель: Уважаемые родители, я очень рада приветствовать вас! Сегодня я предлагаю разобраться, что же такое речь ребенка и познакомиться с приемами работы по исправлению речевых нарушений в домашних условиях. Что же такое речь? Кто как представляет себе речь своего ребенка?
II. Основная часть:
1. Игра «Вопрос-ответ»
Воспитатель: Давайте ответим на несколько вопросов:
1. Поднимите правую руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
2. А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что монологическая речь ребенка развита хорошо, его ребенок говорит чисто, внятно, правильно? Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте происходит переход от диалогической речи к монологической, дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано, что характерно для данного возраста. Тем не менее, на это необходимо обратить внимание и помочь ребенку правильно и красиво научиться разговаривать.
3. Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению?
В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
4. Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как можно помочь ребенку в речевом развитии.
Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Речь – одна из важных линий развития ребенка, этот чудесный дар природы не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
2. Игра «Снежный ком»
Воспитатель: Давайте поиграем! Предлагаю ответить на вопрос: «Какой должна быть речь?» одним словом-признаком и передать мяч соседу справа. Мяч движется по кругу, как «снежный ком», пополняемый словами. Последний участник называет все желаемые признаки.
Воспитатель: Грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой, ясной и чёткой - вы всё говорите правильно. Но что же мы видим на самом деле? По данным российских учёных у 15 - 30 % дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание. Давайте рассмотрим, какие проблемы чаще всего возникают у детей? (ответы родителей)
Воспитатель:
Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.
Бедная речь - недостаточный словарный запас.
Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов».
Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.
Воспитатель: Я вижу, здесь собрались грамотные, заинтересованные, неравнодушные родители. Это очень радует. Скажите, чем дети любят заниматься в данном возрасте? (играть) Какая деятельность преобладает? (игровая).
Воспитатель: Давайте подумаем, каким образом, и с помощью каких игр можно помочь ребёнку в речевом развитии. Давайте вспомним речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки (родители вспоминают словесные игры, в которые они играли в детстве). Это те игры, которыми можно занять свободное время по дороге на прогулку, в лес, к бабушке или в детский сад. Предлагаю поиграть.
3.«Угощаю» (обогащение словаря)
Воспитатель: Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Называем «вкусное» слово и «кладем» на ладошку соседнему игроку, затем по кругу, и так до тех пор, пока все не «съедим». (Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.)
4.«Игра с мячом» (развитие фонематического слуха)
Воспитатель: «Я буду называть предметы и бросать мяч. Вы ловите только в том случае, если в слове услышите (например) звук «ж». Если в слове нет данного звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга….
5.«Что будет, если…»(развитие связной речи)
Воспитатель: Я задаю вопрос - вы отвечаете.
«Что будет, если я встану ногами в лужу?»
«Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее.
III. Подведение итогов.
Воспитатель: Я подготовила для вас памятки – буклеты с играми, направ-ленными на речевое развитие детей, которые не требуют специальных условий и оборудования. Наша встреча подошла к концу. Мы будем рады узнать от ваших детей, как вы вместе с ними играете. Спасибо за участие в нашем разговоре.
Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат цветы и две вазы зеленого и красного цвета. Для того чтобы узнать ваши впечатления, эмоции от проведенного мероприятия, прошу вас поставить цветок в зеленую вазу, если на нашей встрече вы узнали что-то интересное, новое, то, что поможет в развитии наших детей и что вы готовы использовать на практике. А если вы уже владели той информацией, которую мы обсуждали, не получили приятных впечатлений, то поставьте цветок в красную вазу. До новых встреч!
Раздача буклетов родителям.
Основные правила при разговоре с ребёнком
или как надо говорить.
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем боль-шему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не остав-ляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими иг-рушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.