Светлана Тарасова
Семинар-практикум для воспитателей «Использование игровой деятельности по ознакомлению дошкольников с ПДД»
▼ Скачать + Заказать документы
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
для воспитателей
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПДД»
Автор: воспитатель
Тарасова Светлана Ивановна
Ход семинара
1. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас в нашей дошкольной группе. Сегодня мы с вами будем беседовать на тему «Использование игровой деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения».
Цель: выявить знания педагогов о правилах дорожного движения; развивать умения и навыки анализа педагогических действий.
Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Использование игровой деятельности по ознакомлению дошкольников с ПДД“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Семинары, деловые игры с педагогами
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о правилах дорожного движения.
2. Развивать практические умения педагогов.
Сегодня всю нашу встречу я хочу посвятить игровой деятельности. Для этого мы будем использовать различные игровые технологии, чтобы на примере более подробно изучить их использование в обучении детей правилам дорожного движения.
Почему мы взяли игровую деятельность в основу нашего семинара, потому что игра – это ведущая деятельность. Это один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М. Горький)
С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.
Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.
Представляем Вам театрализованное представление по сказке Сергея Михалкова «Бездельник светофор».
Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами не большим опытом работы по «Организации работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения» (Слайд № 5).
Актуальность. Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях (Слайд № 6).
Цель – формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде (Слайд № 7).
Задачи: (Слайд № 7)
1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их.
3. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
При организации образовательного процесса в своей работе мы используем следующие принципы : (Слайд № 8)
Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных подгруппах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
Используем самые разнообразные методы и технологии (слайд № 9) :
Интерактивный метод обучения.
Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.
Технология игрового обучения.
Метод проектов
Метод наблюдения и беседы.
Формы работы с детьми ПДД (слайд № 10).
Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования и правила, осознают три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой села, района, города: ребенок-пешеход, ребенок пассажир транспорта, ребенок водитель транспортных средств (велосипед, самокат) (слайд № 11).
В помощь по организации обучения детей правилам дорожного движения создан учебно-методический комплекс: дидактические и демонстрационный материал, конспекты занятий, картотека игр, стихотворений, загадок, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Вся образовательная работа с детьми прослеживается в каждой образовательной области (Слайд № 12).
В группе создан центр по безопасности дорожного движения, где дети начиная уже с младшей подгруппы играют и приобретают знания о том, что на улицах села (района, города) есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар, отличают понятия «улица» и «дорога». Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, получают знания о правилах поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе дороги, узнают, что главным на дороге является светофор. Дети средней подгруппы знакомятся с перекрестком, с элементами разметки «зебра», «разделительной линией», осваивают такие понятия как одностороннее и двустороннее движение (Слайд № 13).
Играя, дети учатся правильно переходить проезжую часть, узнают, что на дорогах есть знаки, предупреждающие пешеходов и водителей о том, что их ждет впереди.
Основная работа по обучению детей правилам дорожного движения продолжается в старшей и подготовительной подгруппах. Дети этого возраста уже имеют достаточное количество знаний и представлений о дороге, водителях, пассажирах и пешеходах. Знакомятся различными типами перекрестков, тротуарами, остановками транспорта и т. д. (Слайд № 14)
Слайд № 15 Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Слайд № 16 Познавательное = речевое развитие.
Слайд № 17 Художественно - эстетическое развитие.
Слайд № 18 Художественно – эстетическое развитие.
Слайд № 19 Физическое развитие.
Слайд № 20, 21, 22 Игровая деятельность.
Слайд № 23 Социально - коммуникативное развитие.
Театрализованная деятельность.
Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. Проводим анкетирование «Правила и безопасность дорожного движения», планируем беседы, консультации. Формируем папки-передвижки, создаем информационный стенд, где помещается информация, памятки, буклеты, какую художественную литературу почитать с детьми, стихи, загадки, на какие темы провести беседы со своими детьми (Слайд № 24, 25).
Слайд № 26 Список литературы.
Слайд № 27 Спасибо за внимание.
Мы живем сегодня с вами в век скоростей. Все вокруг спешат, торопятся… одна секунда… много ли это или мало? Для пешехода 1 секунда – пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда – это вещь серьезная.
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский дорожно-транспортный травматизм. Именно поэтому работа в данном направлении ведется не только с детьми, но и с нами педагогами.
Сегодня мы, уважаемые педагоги, немного поиграем в игры, которыми Вы можете использовать для обучения дошкольников правилам дорожной безопасности.
2. Практическая работа с педагогами:
1. Блиц-опрос или разминка
Вопрос: зачем дошкольникам запоминать правила поведения на улице, если они ходят вместе со взрослыми и должны строго выполнять их указания?
Ответ: ребенок должен осознано выполнять правила, ему надо учиться тому, чтобы правильно вести себя на улице без взрослого. Если он случайно окажется на улице один, то он сможет разумно поступить в сложной дорожной ситуации.
Вопрос: как вы считаете, что является самым важным при переходе улицы?
Ответ: иметь хороший обзор проезжей части во все стороны улицы, быть внимательным.
Вопрос: Как следует переходить улицу, если отсутствует перекресток или пешеходный переход?
Ответ: разрешается переходить улицу под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны. Выходить на проезжую часть пешеходам разрешается только после того, как они убедятся, что переход безопасен и они не создадут помех транспортным средствам.
Вопрос: Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы?
Ответ: крепко держать за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку.
Вопрос: Как следует переходить улицу при выходе из транспорта?
Ответ: необходимо дождаться, когда транспорт отойдет. Если в поле видимости нет перехода, внимательно осмотреть дорогу и начать переход, только убедившись, что он безопасен.
Вопрос: Какой порядок установлен при движении детей группами?
Ответ: следование детей группами разрешается только по тротуару или левой обочине дороги не более чем в два ряда. Переход улицы в этом случае разрешается только в местах, обозначенных для перехода.
2. Выбирается жюри и остальные участники по жетонам зелёного и красного цвета делятся на две команды.
Задание 1 «Эмблема и название»
(каждой команде выдаётся белый лист, фломастеры)
Каждая команда придумывает себе название и создаёт свою эмблему, отражающую тематику мероприятия. По выполнению задания проходит презентация эмблемы команды и представление.
Задание 2 «Разминка»
(команда выдаётся белый лист, ручки, фломастеры)
Каждой команде нужно закончить предложение, которое Вы видите на экране. Как бы Вы объяснили это предложение детям дошкольникам?
«Правила дорожного движения надо изучать и соблюдать для того, чтобы…»
Примерные ответы: «управлять автомобилем», «быть здоровым», «много знать», «быть умным пешеходом» и т. д.
Задание 3 «Автомульти»
Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
1 – команда. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (на печке)
2 – команда. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (двухколёсный велосипед)
1 – команда. Что подарили родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед)
2 – команда. Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (В карету)
1 – команда. На чём летал старик Хотаббыч? (На ковре-самолёте)
2 – команда. Какой личный транспорт у Бабы-Яги? (Ступа)
1 – команда. На чём катался Кай? (на санках)
2 – команда. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
1 – команда. При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты? (На повозке)
2 – команда. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный? (на поезде)
Задание 4 «Виды транспорта» Назвать как можно больше транспортных средств по заданной категории.
Задание 5 - Игра «Автолото»
Перед каждым воспитателем лежит на столе карточка (лист формата А4, на котором расчерчены 6 клеток, в каждой из которых картинка какого-либо транспортного средства). Ведущий загадывает загадку про транспортное средство. Тот, кто отгадал загадку, получает картинку с соответствующим транспортным средством и закрывает свою картинку. Тот, кто больше картинок закрыл, выиграл. (Для детей карточки с картинками и загадки меняются со временем).
Задание 6 - Игра «Составь дорожный знак».
Для того, чтобы у воспитанников ДОУ формировались знания и понимания дорожной ситуации, необходимо элементарное знание дорожных знаков. Дети любят собирать разрезные картинки, пазлы. Попробуем и мы сейчас собрать знаки из частей (воспитателям предлагаются несколько частей, из которых нужно составить знак дорожный).
Задание 7 - Физминутка
Творческое задание 8 «Создай свой знак»
Задание: придумать знак дорожный (можно сказочный или к сказке, к сказочной ситуации) и представить его.
3. Подведение итогов: работа жюри.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будьте осторожны на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте доступные игровые и практические ситуации. И учите не только детей, но и родителей. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен. И в ваших группах появятся новые интересные игры и игровые ситуации по обучению детей правилам дорожного движения.
На столе лежат жетоны красного и зеленого цвета. Просим Вас оценить нашу работу проводимую с детьми, работу семинара. Красный – вам было скучно, и вы ничего нового не узнали. Зеленый – вам понравилось, и вы для себя узнали что то новое, полезное, интересное.
Благодарим за совместную работу, очень приятно было с вами работать. Спасибо!