Получи документы

Семинар-практикум для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми»

Ирина Рябкова.
Семинар-практикум для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми»

Семинар-практикум для воспитателей.

«Организация опытно-экспериментальной деятельности

в работе с детьми»

Цель: освоение организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Материалы для семинара : бумага, ручки, ксерокопии опытов, пластиковые бутылки с водой и кусочек меха, мелкие игрушки, предметные картинки.

Публикация «Семинар-практикум для воспитателей „Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми“» размещена в разделах

Участники семинара : воспитатели МБДОУ

Ход семинара

1. Упражнение «Выбери дистанцию».

Воспитатели встают на том расстоянии, которое демонстрирует их близость или отдалённость от темы семинара, и объясняют свой выбор).

2. Теоретическая часть.

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид познавательно - исследовательской (поисковой) деятельности. Учёный считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности дошкольников : «Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка : в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, развивает самостоятельность, активность, побуждает детей сравнивать, сопоставлять, развивает наблюдательность, восприятие и мышление. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наблюдения, опыты экспериментирование способствуют формированию у детей определённых чувств, знаний, понятий, на основе которых происходит воспитание адекватного отношения к окружающему миру, вовлечение детей в разнообразную природоохранную деятельность.

Опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в каждое занятие «Социализация», опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения. Эксперименты проводятся один, два раза в месяц.

Упражнение «Найдите определение опыта и эксперимента»

(по карточкам с определением опыта и эксперимента).

Элементарность опытов заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным

Опыты, эксперименты используются для ознакомления детей со свойствами живой, неживой природы, а так же со свойствами предметов рукотворного мира (бумага, ткань, стекло, железо). Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде.

Опыт, эксперимент используются как способы решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована.

Опыт, эксперимент может проходить как длительное, так и как кратковременное наблюдение. Они могут проводиться с группой, с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми.

Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводится сразу : анализируются условия протекания опыта, сравниваются результаты, делаются выводы. В ходе опыта длительного характера (прорастание семян). Воспитатель поддерживает интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращает их к осознанию того, зачем был поставлен опыт.

Заключительным моментом опыта, эксперимента, является формулирование и фиксация выводов на основе полученных результатов.

Опыты, эксперименты различают как специально организованные, самостоятельно организованные детьми и спонтанно возникающие.

Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента» (попросить выложить по порядку структуру эксперимента)

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

1. Внешние стимулы (новизна, необычность объекта)

2. Тайна, сюрприз

3. Мотив помощи

4. Познавательный мотив (почему так)

5. Ситуация выбора

Организационный момент должен быть игровым, сюжетным увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно) Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать - научиться – познать»

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

• Как я это делаю?

• Почему я это делаю именно так, а не иначе?

• Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерный алгоритм подготовки к проведению эксперимента:

1. Предварительная работа (наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов).

2. Определение тематики эксперимента.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (воспитательные задачи, развивающие, познавательные).

4. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей, изучаемой темы.

5. Подготовка к фиксации результатов эксперимента в различных формах (таблицы, модели) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам эксперимента.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей, за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений, развивается доказательная речь.

Результаты проведения опытов и экспериментов находят отражение и в творческой деятельности детей.

Примерная структура занятия - экспериментирования

• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

• Уточнение плана исследования.

• Выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.

• Анализ, обобщение, фиксация с помощью моделей полученных детьми результатов экспериментирования.

Применение метода наглядного моделирования, как показывает практика, необходимо уже с младшего возраста. Использование этого метода помогает развивать у детей важнейшие психические процессы, операции мышления, монологические формы речи. Модели помогают направлять исследование, помогают абстрагированию свойств, логизированию и обобщению отношений. Наглядное моделирование предоставляет широкие возможности для развития интереса к познанию.

3. Практическая часть.

Определение цели, задач опыта, эксперимента для педагога и детей, проведение опытов, экспериментов.

Старший возраст: «Почему белые медведи не замерзают?»

Цель: Выяснить, почему белые медведи не замерзают.

Сегодня мы познакомимся с животным. А кто это отгадайте на ощупь (кусочек густого меха помещается в «Ящик ощущений», дети ощупывают его и делают предположения)

Воспитатель предлагает загадку-описание:

Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь. (Белый медведь)

Мы будем говорить о белых медведях, и узнаем, почему они не замерзают. Детям предлагается посмотреть видеофильм о белых медведях.

• О ком мы посмотрели фильм?

• Вам понравились белые медведи?

• Где они живут? Дети рассказывают о внешнем виде белых медведей по моделям.

• На кого похожи белые медведи?

• На кого они охотятся?

• Умеют ли медведи плавать?

• Что помогает им ловить рыбу?

• Что делает медведица зимой?

• Где она находиться?

• Что делает медведица с медвежатами летом?

• Как медведица заботиться о медвежатах? Что помогает жить белым медведям в суровых условиях севера? (ответы детей).

• Почему они не замерзают?

Детям предлагается с помощью опыта это выяснить.

В пластиковые бутылки налить горячей воды, положить их в коробку, но одну бутылку укутать кусочком меха. Бутылки вынести на улицу. Через некоторое время бутылки внести в группу. Дети, ощупывая, сравнивают температуру воды в бутылках. Что вы почувствовали? (ответы детей)

Вывод: У белых медведей густой мех, а мех хорошо сохраняет тепло, благодаря воздуху, который находится между ворсинок.

Рефлексия. Что я взял для себя нового? Как я буду применять полученные знания в воспитательно-образовательной работе с детьми?

Всякий профессиональный успех, безусловно, проявление способностей. Я очень рада этим вашим достижениям. Желаю вам и в дальнейшем успехов в вашей профессиональной деятельности, здоровья, душевных сил, удачи.

Публикации по теме:

«Интеграция театральной деятельности в детском саду». Семинар-практикум для воспитателей Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Оборудование и материалы: элементы.

Организация кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ Семинар – практикум. Тема «Организация кружковой работы по опытно – экспериментальной деятельности детей в ДОУ» (из опыта работы) Воспитатель:.

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7, г. Кизел Пермский край Отчёт по кружковой работе «Организация.

Арт-терапия в работе с детьми. Практикум для воспитателей Арт-терапия в работе с детьми. Практикум для воспитателей. Цель: актуализировать знания педагогов об арт-терапии; познакомить педагогов.

Мастер-класс «Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений» Стремительно меняющийся современный мир, эпоха новых современных информационных и коммуникационных технологий значительно повлияло на интерес.

Организация опытно-экспериментальной деятельности в детском саду Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Семинар-практикум для педагогов «Организация конструктивной деятельности с детьми дошкольного возраста» Конструирование –это практическая деятельность детей, направленная на получение определённого, заранее задуманного продукта. Конструирование.

Семинар-практикум для воспитателей ДОО «Профилактика жестокого обращения с детьми в рамках повышения педагогической культуры» Цель: Повышение качества оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жёсткого обращения взрослых. Ход.

Семинар-практикум «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС» Семинар – практикум Тема: «Использование интерактивной доски в работе с детьми в условиях внедрения ФГОС ДО» Слушатели: воспитатели ДОУ.

Семинар-практикум «Организация игровой деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС» МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Семинар - практикум «Организации игровой деятельности детей в соответствии с требованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для воспитателей «Организация опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми»
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 22:57
+56Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД