Лучший педагог года

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Ольга Кобышева
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7, г. Кизел Пермский край

Отчёт по кружковой работе

«Организация опытно – экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста».

Подготовила: воспитатель Кобышева О. А.

г. Кизел 2015-2016г.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В системе дошкольного образования формируется один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

• Развивается речь.

• Происходит накопление фонда умственных умений.

• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Педагоги и психологи указывают, что для познавательного развития дошкольников, нужно использовать детское экспериментирование.

Вместе с тем, детское экспериментирование, как форма поисковой деятельности в практике ДОУ используется редко, что обусловлено следующими причинами:

- недостаточно разработаны технологии организации детского экспериментирования;

- воспитатели испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, т. к. в имеющихся публикациях, в основном описаны опыты и игры-эксперименты с различными материалами, в них отсутствует мотивация для ребенка.

Таким образом, в практике сложилось противоречие между необходимостью развития деятельности детского экспериментирования и отсутствием технологии организации этого процесса, что подвело к выбору темы кружковой работы.

Педагогическая работа по организации опытно – экспериментальной деятельности осуществляется в младшей группе МБДОУ детский сад №7.

В группе создан уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание уголка входит:

• зона "песка и воды";

• разнообразные сосуды, мерные ложки и стаканчики, совочки,

• природный и бросовый материал.

• разные виды бумаги, ткани

• увеличительные стекла,

• магниты,

• пипетки,

• крупы, соль, сахар, свечи, совочки и т. д.

Не все материалы находятся там одновременно. Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, наш уголок постоянно пополняется. Предоставляемые к распоряжению детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкаем их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

Организуя опытно – экспериментальную деятельность, я составила перспективный план (см. Приложение) и подобрала конспекты по экспериментированию.

Наблюдая за детьми, определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составили перечень занятий по экспериментированию по следующим разделам:

• жидкость, свойства воды,

• воздух и его свойства,

• условия необходимые для жизни растений,

• твердое тело:

• песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса,

• свет: отражение света, источники света, цвет,

• магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.

Одними из требований к подбору занятий является их ориентация на интересы и потребности детей, связь с жизненным опытом ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание проблемного поля, активная деятельность детей и мотивации деятельности.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации даются от имени сказочного героя – Капитошки. Он маленький, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». Интересно было наблюдать, как дети в младшей группе ставили перед собой Капитошку и рассказывали ему, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями.

Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

В этом возрасте в экспериментировании ставя цель опыта, помогаем детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляем необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

Учила детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей систематически проводились консультации по исследовательской деятельности дошкольников.

Для поддержания интереса у детей к экспериментированию рекомендуем родителям создать дома уголки экспериментирования.

Для родителей создана картотека опытов.

После проведения консультаций родители, вместе с детьми стали проводить опыты дома.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делились своими впечатлениями.

Заключение.

В результате организации детского экспериментирования, пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней. Об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах. О свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

Приложение

Октябрь Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности

1 неделя Экспериментирование с песком, глиной Почему песок хорошо сыплется?

Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

2 неделя Экспериментирование с песком, глиной Глина, её качества и свойства.

Цель: научить узнавать вещи

из глины, определять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (моется, бъётся, размокает).

3 неделя Экспериментирование с песком, глиной Глиняные игрушки.

Цель: Развивать изобразительные умения, стремление к преобразованию предмета; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину.

4 неделя Экспериментирование с песком, глиной Родственники стекла.

Цель: Развивать умения узнавать предметы из стекла, фаянса, фарфора, сравнить их качественные характеристики и свойства.

Ноябрь Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности

1 неделя Экспериментирование с песком, глиной Ветер

Цель: помочь выявить изменение песка при взаимодействии с ветром и водой.

2 неделя Экспериментирование с водой Свойства и признаки воды.

Цель: познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности организмов,обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.

3 неделя Экспериментирование с водой Откуда берётся вода?

Цель: познакомитьдетей с процессом конденсации.

4 неделя Экспериментирование с водой Замерзание жидкостей

Цель: познакомить с разными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Декабрь Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности

1 неделя Экспериментирование с водой Разноцветные сосульки

Цель: помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой темпиратуре).

2 неделя Экспериментирование с воздухом Реактивный шарик.

Цель: помочь выявитьсвойства воздуха (упругость, понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

3 неделя Экспериментирование с воздухом Упрямый воздух

Цель: показать, что воздух при сжатии занимает меньше места и что сжатый воздух обладает силой – может двигать предметы.

4 неделя Экспериментирование с воздухом Где теплее?

Цель: помочь выявить, что тёплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Январь Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности

1 неделя Экспериментирование с воздухом Ветер в комнате.

Цель: выявить, как образуется ветер.

2 неделя Экспериментирование с воздухом Вертушка

Цель: учить отражать имеющие представления в преобразующей деятельности, работать с бумагой и ножницами.

3 неделя Наблюдение за жизнью растений На свету и в темноте.

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

4 неделя Наблюдение за жизнью растений В погоне за светом.

Цель: помочь, установить, как растение ищет свет.

Февраль Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности

1 неделя Наблюдение за жизнью растений В тепле и в холоде.

Цель: выделить благополучные условия для роста и развития растений.

2 неделя Наблюдение за жизнью растений Фабрика питания.

Цель: показать, что растение может само себя обеспечить питанием.

3 неделя Наблюдение за жизнью растений Как увидеть движение воды через корни?

Цель: доказать, что корень растения всасывает воду, уточнить функцию корней растений, установитьвзаимосвязь строения и функции.

4 неделя Наблюдение за жизнью растений Что внутри?

Цель: помочь установить, почему стебель может проводить воду к листьям; подтвердить, что строение стебля обусловлено его функциями.

Март Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности

1 неделя Наблюдение за жизнью растений Может ли растение дышать?

Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.

2 неделя Наблюдение за жизнью растений Где лучше расти?

Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу.

3 неделя Наблюдение за жизнью растений Что есть в почве?

Цель: помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

4 неделя Наблюдение за жизнью растений

Почему всё падает на землю?

Цель: помочь понять, что Земля обладает силой притяжения.

Апрель Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности

1 неделя Экспериментирование с предметами Ткань, её качества и свойства.

Цель: научить узнавать вещи из ткани, определять её качества и свойства (мнётся, режется, рвётся, намокает, горит).

2 неделя Экспериментирование с предметами Пластмасса, её качества и свойства.

Цель: научить узнавать вещи из пластмассы, определять её качества (толщина, структура поверхности, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

3 неделя Экспериментирование с предметами Резина, её качества и свойства.

Цель: учить узнавать вещи, изготовленные из резины, определять её качества (толщина, структура поверхности) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

4 неделя Экспериментирование с предметами Игрушки из ниток.

Цель: развивать мелкую моторику мышц рук; учить реализовывать возможность преобразования предмета и получать результат.

Май Направление экспериментальной деятельности Темы деятельности

1 неделя Экспериментирование с предметами Мы – фокусники.

Цель: выявить материалы, взаимодействующиес магнитами.

2 неделя Экспериментирование с предметами Караблик.

Цель: учить видеть возможности преобразования предмета, реализовывать их и получать результат.

3 неделя Экспериментирование с предметами Бумага, её качества и свойства.

Цель: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, выделять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит).

4 неделя Экспериментирование с предметами Защитим себя от солнца.

Цель: научить делать шапочку по типу оригами; реализовать представление о солнце, полученные в ходе поисковой деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно — экспериментальной деятельности Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и.

Организация кружковой работы по опытно-экспериментальной деятельности детей в ДОУ Семинар – практикум. Тема «Организация кружковой работы по опытно – экспериментальной деятельности детей в ДОУ» (из опыта работы) Воспитатель:.

Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста Статья Тема: «Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста.» Выполнила:.

Организация экспериментальной деятельности детей в летний период в группе раннего возраста «Организация экспериментальной деятельности детей в летний период в группе раннего возраста». Воспитатель Седова О. В. Наступило лето. Чем.

Мастер-класс «Организация детской опытно-экспериментальной деятельности на основе литературных произведений» Стремительно меняющийся современный мир, эпоха новых современных информационных и коммуникационных технологий значительно повлияло на интерес.

Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие любопытного утенка» Мастер-класс по организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие любопытного утенка».

Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Организация игровой деятельности детей в течение дня зависит от календарного плана на неделю. Педагог выбирает и проводит наиболее соответствующие.

Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летомОрганизация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом Люди научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Консультация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности» Муниципальное казенное дошкольное учреждение д/с № 12 «Солнышко» Камышловского района Свердловской области План по самообразованию на 2018.

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в группе старшего дошкольного возраста «Город волшебства» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад №44» Конспект по опытно-экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 22:36
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД