Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом

Людмила Высоцкая
Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом

Люди научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Цель: создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности младших дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

- формировать интерес к исследовательскому поиску;

- развивать наблюдательность; пытливость ума, способность к начальным формам обобщения, умозаключения;

- воспитывать самостоятельность.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у дошкольников: им интересно все: посмотреть, понюхать, попробовать на вкус… Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Ребенок смотрит на предметы как бы с разных сторон: его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой) и внутренние характеристики (Для чего? Как). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов четырехлетний ребенок ещё не может, ему необходима помощь взрослых. Здесь и необходима организованная исследовательская деятельность. Летом для организации данной работы имеются большие возможности.

О чем же мы с ребятами узнали этим летом?

Огромные возможности нам дал огород, на котором мы посадили кабачки. Мы наблюдали за их ростом, создавали условия для роста (поливали, рыхлили) и были очень рады и вместе с этим удивлены, когда увидели результаты своих трудов: садили кабачки, и семена были одинаковые, а листья у растений разные: одни пятнистые, другие темно-зеленые; одни более крупные, другие – помельче.

Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом

Еще больше удивились плодам: одни - почти белые, а другие имеют насыщенный зеленый цвет. И форма разная. Так, на собственном опыте, мы узнали, что кабачки бывают разные по форме, по цвету и по размеру.

Эксперименты с объектами живой природы продолжились. Мы выращивали горох. И увидели корни, которые в обычной жизни прячутся в земле. Попробовали вырастить цветок, создавая ему препятствия. И наблюдали, как он эти препятствия обходит.

Потом мы его спрятали в коробку, оставив без света, и убедились в необходимости солнечного света для растений.

В начале лета нам даже удалось подружиться с птенцом сороки. Эта встреча научила моих детей доброте и разумному поведению в природе. Ребята с радостью наблюдали за птенцом, который все время стремился к детям, но при этом, они его не трогали, и не забрали домой, потому, что понимали, что ему лучше будет с мамой, и брать его нельзя.

Следующее исследование было очень интересным. В нашей группе поселилась гусеница. Мы её кормили, наблюдали за её предпочтениями. А она любила нежную травку и отказалась от грубых капустных листов. При опасности она сворачивалась в клубок, интересно передвигалась и очень скоро завернулась в куколку. Куколка была прозрачной, из тонких ниточек-паутинок.

Далее мы наблюдали за тем, как растения пьют воду, при этом – меняют цвет. Сначала попробовали напоить цветной водой цветы-сухоцветы. И узнали, что этим цветам нужно очень мало воды. В общем – опыт у нас не получился. Тогда мы взяли капустный лист. И увидели волшебство: через 3 дня окраска листов поменялась. Тот, что стоял в емкости с синей водой, по прожилкам стал синим, а тот, что находился в красной воде, порадовал нас желтыми пятками по всему листу.

Работа с красками вызвала интерес у ребят, и я осторожно пошла за интересами детей. Мы стали творить дальше и научились смешивать краски. Пробовали традиционное смешивание, затем усложнили работу и наполнили разноцветной водой стаканчики. Дети были уверены в том, то в средний стаканчик вода не натечет. Их интерес к действию усилился, когда они увидели, что салфетки намокли. За этим опытом мы наблюдали 4 дня. На третий день ребята увидели, что средний стаканчик стоит с водой, но не красного и не желтого цвета. И количество воды во всех стаканчиках одинаковое. Так мы познакомились с некоторыми законами физики. Но цель у меня была другая: научить делать предположения, наблюдать, сравнивать и делать простейшие выводы. А самое главное – сформировать познавательный интерес и активность у воспитанников!

Дальше я предложила сделать пятнистое панно. А затем мы его накрыли пищевой пленкой и с радостью пошлепали сверху ладошками. И опять были удивлены результатом и красотой смешивания.

Далее мы изучили с ребятами свойства сухого и мокрого песка, свойства камней и пластилина и перешли к физическим опытам.

Мы пропускали воду через камни, землю и листья с веточками. Чистота воды была разной: прозрачной осталась вода, которая прошла через емкость с камнями. Немного мутной стала вода после прохождения через листья, и грязная вода была после емкости с землей.

Сделав простейшие весы из подручных материалов, мы узнали с ребятами что такое масса. С увлечением мои воспитанники взвешивали все, что находили на улице. Сравнивали массу нескольких камней и целой корзинки шишек; одинакового количества песка сухого и мокрого, песка и камней и т. д. Это помогло им освоить сложную для понимания физическую величину как масса.

Очень интересное исследование получилось с тоннелями и машинками. Оказывается, от того, как располагается тоннель, какой он длинны и из какого материала, зависит длина пути машинки.

Таким образом, исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Может быть, некоторые наши эксперименты были сложны для понимания детей, но мы смотрели в будущее и старались работать в зоне ближайшего развития детей. А самое важное – мы пробудили интеллектуальную активность, поддержали настрой детей на познание мира, научили исследовать, открывать, изучать, показали, что познавать – это интересно! А это – большой шаг вперед.

Публикации по теме:

Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста Статья Тема: «Организация образовательной деятельности по развитию речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста.» Выполнила:.

Организация исследовательской деятельности с детьми младшего возраста «Сухой и мокрый песок» Организация исследовательской деятельности с детьми младшего возраста. Тема: «Сухой и мокрый песок» Цель: Познакомить детей со свойствами.

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 Методическая разработка по теме «Ознакомление.

Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Организация игровой деятельности детей в течение дня зависит от календарного плана на неделю. Педагог выбирает и проводит наиболее соответствующие.

Организация исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РАМКАХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Актуальность В настоящее время в системе дошкольного.

Организация проведения прогулок с детьми младшего дошкольного возраста ЗНАЧЕНИЕ ПРОГУЛКИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Процесс воспитания детей непрерывен. Прогулка имеет большое значение для развития.

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Видео . Показ видео по организации совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Как привлекает воспитатель внимание детей в.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагира Развитие познавательно –исследовательской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Лето
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста летом
Опубликовано: 14 июля 2018 в 15:14
+59Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике»
Фотоотчет «Использование квест-игр в моей практике». Квест ( от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний....
Перспективное планирование по физической культуре с детьми 1 младшей группы
Ноябрь № занятия стр № недели Программное содержание 1 84 1 Упражнять детей в прыжках в длину с места, бросании мешочков на дальность правой и левой рукой,...
Фотоотчёт проведённой экскурсии к Памятнику детей средней группы
Экскурсия к Памятнику, посвящённому 250-летию открытия Шикотана экспедицией Шпанберга. С целью развития нравственно-патриотических чувств у...