Папки-передвижки

Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Савенкова
Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 7

Методическая разработка

по теме

«Ознакомление с природой в исследовательской деятельности

с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)

Автор:

Воспитатель МБДОУ № 7

Савенкова Н. М.

2017г.

Публикация «Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

«Ознакомление с природой в исследовательской деятельности

с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)

Дети по природе своей исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребёнку расширить образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Задача педагога в работе с детьми дошкольного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы.

Известно, что ознакомление с природой даёт наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Поэтому уже в дошкольном детстве, с самого момента поступления ребёнка в детский сад, мы решили знакомить детей с окружающим миром. Но не в пассивной форме, а активной, когда ребёнок сам является её активным участником.

Я считаю, что такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет:

– дать детям полную информацию об изучаемых явлениях или объектах;

– повысить наглядность или доступность материала;

– сделать процесс обучения наиболее эффективным;

– наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников;

– положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей).

Цель нашей работы: привлечь детей к познанию окружающего мира.

При организации исследовательской деятельности с детьми мы ставили следующие задачи:

1. Формирование у детей представлений об окружающей природе (живой и неживой).

2. Развитие собственного познавательного опыта при использовании разных форм исследовательской деятельности.

3. Передача ребёнку возможности осознания красоты и неповторимости окружающего мира.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности, критичности.

Организация работы велась по двум взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено нескольким темами:

1. Живая природа (характерные особенности сезонов);

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, снег, песок и др.).

В нашу исследовательскую деятельность включили следующие формы работы с детьми :

Познавательные занятия;

• Совместная деятельность в уголке экспериментирования;

• Занятия по труду в уголке природы и на участке;

• Игры-эксперименты и дидактические игры;

• Художественно – продуктивная деятельность;

• Наблюдения и опыты на прогулке.

• Кружок «Гостиная природы»;

• Проект «Дружи с водой»;

• Чтение художественной литературы.

На мой взгляд, предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

Для реализации исследовательской деятельности в группе создан центр экспериментирования. Дети исследуют свойства камней, песка, воды, глины, играют с ними, развивают мелкую моторику рук. Здесь дети проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, трубочки; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в лёд, лёд в разноцветные льдинки; надувают мыльные пузыри. Видят и понимают, какие предметы тонут и не тонут в воде, и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого – нет; что такое камень, какой он; для чего растениям свет, вода и т. д.

Кроме проведения опытов и экспериментов, проводим интегрированные занятия с элементами экспериментирования. Для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно, обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. На занятиях используем различные методы и приёмы подачи материала по принципу «от простого к сложному». Детям предлагаем не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, потрясти, понюхать. Используем отдельные поисковые действия. Большую роль отводим играм – экспериментам, наблюдениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию мира. Руководя исследовательской деятельностью, создаём специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребёнка. Для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы, создаём базу для организации исследовательской деятельности в группе детского сада.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребёнка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Провели родительское собрание по теме «Кто над кем экспериментирует?», консультации на темы: «Строительство из песка», «Изучаем свойства воды», «Песочная терапия», открытые занятии с элементами экспериментирования «Весеннее превращение», «Поможем черепашке Агаше», «В гостях у Почемучки», «Дружи с водой»

Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

Литература:

1. Зарипова П. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1994. -№ 7. – С. 43.

2. Первые шаги. Материалы Московского городского конкурса «Первые шаги». – М. : Линка – Пресс, 20002. – С. 148.

3. Порткина С. А. Ознакомление с природой в исследовательской деятельности дошкольников. // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 3. – С. 2

Публикации по теме:

Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе «Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе» Все мы – дети Природы.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Консультация «Ознакомление с природой в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» .

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Смоленской области Смоленского района Конспект.

Консультация для родителей «Ознакомление детей раннего возраста с природой» Консультация для родителей «Ознакомление детей раннего возраста с природой» С чего же начать ознакомление малыша с природой? Спросите вы.

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с природой Цель: - формировать у воспитанников основы трудовой деятельности, понимание необходимости трудовой деятельности. Задачи: - развитие трудовых.

Педсовет по экологии «Организация элементарной опытно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алексеевский детский сад» Организация элементарной опытно-исследовательской деятельности.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края. Южный Урал» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 общеразвивающего вида» города Магнитогорска Проект «Ознакомление детей.

Проект «Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «АГИНСКИЙ РАЙОН» КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГУНЭЙСКИЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с природой в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 26 февраля 2018 в 09:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД