Лучший педагог года

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Наталья Бойцова
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Цель:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

• Развитие у детей потребности в новых знаниях;

• Развитие коммуникативных навыков, самостоятельности;

• Формирование у детей основных компонентов познавательной деятельности :

- наблюдать, проводить опыты,

- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать,

- строить суждения на основе установления причинно-следственных связей;

• Формирование осознанного использования своего собственного опыта и других людей;

Публикация «Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

• Воспитание доброжелательности, стремление оказывать посильную помощь нуждающимся;

• Продолжать развитие проектной деятельности исследовательского типа.

Тема

Задачи

Опыты

Оборудование

Сентябрь

Диагностика Выяснить уровень познавательной активности детей

Дид. игры: «Что будет, если»;

«Что для чего»

«Играем в ученых» Уточнить представления детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятием «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте - «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем»

(«Экспериментальная деятельность с42.)

Баночка с водой, салфетка бумажная, духи, ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч

«Камни, песок, почва» Расширять знания детей о камнях и песке путем сравнения их качеств и свойств - «Что общего, чем отличаются»;

- «Воздух в почве»

(«Неизведанное рядом» с. 89)

Камни разного размера, песок, почва, емкости с водой

Октябрь

«Какая бывает вода» Расширять знания детей о воде (растворяет различные вещества, испаряется, воспитывать бережное отношение к использованию воды - «Вода – растворитель»;

- «Куда делась вода»;

- «Очищение воды с помощью фильтра»;

- «Вытеснение воды»

(«Неизведанное рядом» с. 82)

(«Играем в ученых» с. 187, 211)

Стаканы с водой, соль, кофе, пищевой краситель, песок, вата, бумага, ткань, блюдце с водой, сито, кувшин, две литровые банки, камешки, активированный уголь

«Почему не тонут корабли»

Выяснить зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом - «Тонет – не тонет»;

- «Как сделать, чтобы пластилин не тонул»

(«Экспериментальная деятельность с 68.)

Таз с водой, предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.

«Из чего рубашка сшита» Развивать умение сравнивать свойства разных материалов (ткань, бумага, резина, умение делать выводы о применении различных материалов в зависимости от их качеств

- «Смастерим рубашку из бумаги»;

- «Чем похожи, чем отличаются»

(«Неизведанное рядом» с. 117) Ткань, бумага, резина, различные предметы одежды, ножницы, емкости с водой

«Земное притяжение Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле - «Что держит Земля»;

- «Почему не выливается»

(«Экспериментальная деятельность с 47.)

(«Неизведанное рядом» с. 85)

Глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов – пластмассового, деревянного, металлического, мячи, стакан с водой, почтовые открытки

Ноябрь

«Изготовление весов» Выяснить свойство предметов – массу;

познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами, научить способам их использования - «Измерение веса»;

- «Сделай поровну»;

- «Что быстрее упадет»

(«Экспериментальная деятельность с56.)

(«Играем в ученых» с. 129)

Чашечные весы, резинка, коробка из-под чая, различные небьющиеся предметы, большой лист бумаги

«Из чего можно лепить» Выяснить, каким должен быть материал для лепки, из чего можно лепить

- «Слепи, что хочешь»;

- «Тесто для лепки» Пластилин, глина, песок, крупа, деревянный брусок, доски для лепки, мука, соль, вода

«Как делают бумагу» Закреплять умение опытным путем сравнивать свойства разных видов бумаги,

Познакомить детей с процессом производства бумаги - «Какой бывает бумага»;

- «Какая бумага быстрее намокает»;

- «Рассмотри через лупу»

(«Неизведанное рядом» с. 117)

Разные виды бумаги: салфетная, писчая, альбомная, картон, оберточная; емкости с водой, ножницы

«Изготовление бумажной каши» Развивать умение действовать по алгоритму действий - «Как быстрее порвать бумагу»;

- «Сколько листов бумаги поместится в литре воды»

(«Неизведанное рядом» с. 117)

Бумага разных видов: салфетная, писчая, альбомная, картон, оберточная; использованная бумага, таз с водой

Декабрь

Воздух Расширять представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес - «Упрямый воздух»;

- «Чем пахнет?»

(«Неизведанное рядом» с. 86)

Веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, насос, шприц без иглы.

«Ветер в комнате» Выяснить, как образуется ветер, что ветер это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается - «Где теплее»;

- «Живая змейка»

(«Неизведанное рядом» с. 85)

Два термометра, чайник с горячей водой, «Змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный за нить, настольная лампа

«Мир меняет цвет» Развивать умение выдвигать гипотезы, развивать цветовое восприятие - «Какой это цвет»;

- «Каким все станет»

(«Играем в ученых» с. 56)

Цветной картон, цветные пленочные светофильтры, клей, солнцезащитные очки

Январь

«О дрожалке и пищалке» Выяснить причину возникновения звука – дрожание предмета

- «Хорошо ли слышно»;

- «Как распространяется звук»;

- «Звучащий стакан»

(«Неизведанное рядом» с. 102,

(«Детское экспериментирование» с. 65)

Линейка, тонкая проволока, детские музыкальные инструменты, пластмассовый стакан, резинка в форме колечка, таз с водой, камешки

«Как сделать звук громче» Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, бывают звуки высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можно усилить с помощью специальных предметов - «Испытываем рупор»;

- «Высоко-низко»

(«Экспериментальная деятельность с. 96.)

Расческа с мелкими и крупными зубьями, рупор, механические часы, металлофон, барабан, таз с водой, камешки

«Испытание магнита» Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями;

Опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими - «Рисуем с помощью магнита»;

- «Притягиваются - не притягиваются»;

- «Сквозь преграды»

(«Экспериментальная деятельность с. 91.)

(«Играем в ученых» с. 143) Магниты с разными полюсами, игры на магнитной основе, канцелярские скрепки, ложки, вилки, болтики, шурупы, заколки-невидимки, карандаши, ластик, деревянные кирпичики, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка, деревянная дощечка, стакан с водой

Февраль

«Нужен ли растениям воздух» Выяснить потребность растений в воздухе, дыхании;

Понять, как происходит процесс дыхания у растений - «Может ли растение дышать»;

- «Есть ли у растений органы дыхания»

(«Неизведанное рядом» с. 55)

Комнатные растения, вазелин, трубочки для коктейля, лупа, прозрачная емкость с водой, две прозрачные емкости с ростками фасоли, пульверизатор, растительное масло

«Где лучше расти» Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) - «С водой и без воды»;

- «На свету и в темноте»;

- «Первые листочки»;

- «В погоне за светом»;

- «Растение меняет свой цвет»

(«Неизведанное рядом» с. 58)

(«Играем в ученых» с. 105)

2 одинаковых растения, 2 стакана, вода;

Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей; весенние березовые ветки

«Родственники стекла» Развивать умение устанавливать связи между свойствами и признаками различных материалов и использованием предметов, сделанных из данного материала;

Развивать способности сравнивать похожие (твердые) вещества на ощупь, по внешнему виду

- «Красиво звучит»;

- «Что быстрее нагреется»;

- «Что тяжелее»

(«Неизведанное рядом» с. 116) «Стеклянные стаканы, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки, источник тепла (солнечное место, батарея, весы

«Солнце дарит нам тепло и свет» Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения различными предметами - «Что нагреется быстрее»;

- «Радуга в доме»

(«Играем в ученых» с. 67) Настольная лампа, предметы, изготовленные из разных материалов: бумаги, пластмассы, дерева, металла, бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, таз с водой, зеркало

Март

«История часов» Познакомить детей с историей создания часов, с разными видами часов. - «Почему часы назвали солнечными»;

- «Что лучше сыпется»;

- «Как сделать водные часы»

(«Детское экспериментирование» с36)

Песочные часы, свечка, диск с отверстием в центре, палочка, энциклопедии о часах;

Соль мелкая, крупная, мука, манная крупа;

Стаканчики прозрачные с отверстием внизу, подкрашенная вода

«Изготовление часов»

Познакомить детей с приборами, измеряющими время, формировать представление о необходимости рационального использования времени в течение дня - «Песочные часы»;

- «Солнечные часы»;

- «Сколько раз успею присесть (нарисую кружков) за 1 минуту»

(«Играем в ученых» с. 41) Две одинаковые пластиковые бутылки, скотч, песок или мелкая соль, механические часы, электронные часы, песочные часы, обычные часы,

«Человек»

Продолжать учить находить разные способы для решения одной задачи;

Воспитывать умение анализировать мнения и высказывания сверстников;

Развивать чувство товарищества и взаимопомощи

- «Как перейти через ручей»;

- «Как выбраться из ямы»;

- «Как спастись от жары»

(«Естественно-научные наблюдения. Человек». 136)

«Что? Где? Когда?» Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей представления о сохранении здоровья;

Способствовать адаптации детей к различным жизненным ситуациям

- «Вместо глаз могут работать уши и руки»;

- «Что умеют делать глаза»

(«Естественно-научные наблюдения. Человек». 127)

Апрель

«Путешествие капельки» Познакомить детей с круговоротом воды в природе - «Домашнее облако»;

- «Сад в банке»

(«Играем в ученых» с. 85, 87)

(«Неизведанное рядом» с. 142)

Банка стеклянная, кубики льда или снег, кипяток;

Стеклянная банка с землей и растением с крышкой

«Земля на глобусе» Расширять знания детей о модели Земли – глобусе,

Расширять представление о 4 сторонах света.

Познакомить детей с историческими изменениями в представлениях людей о форме Земли - «День – ночь»;

- «Зачем вращается»

(«Детское экспериментирование» с. 37, 41)

Глобус, компас, карта мира, электрическая лампа, фотографии с изображением Земли из космоса, картинки с изображением различных времен суток

«Почему в космос летают на ракете» Уточнить представления детей о космосе, о значении воздуха для полета самолета, дать представление о принципе работы реактивного двигателя на примере воздушного шара - «У кого лист бумаги сможет полететь»;

- «Чья ракета (шарик) быстрее полетит»;

- «Реактивный двигатель»

(«Экспериментальная деятельность с. 102.)

(«Играем в ученых» с. 123)

Листы бумаги, воздушные шары, изображение ракеты, воздушный шар, модель ракеты и самолета, трубочка для коктейля, скотч, нитка

«Секретные записки» Выяснить возможность использования различных веществ вместо чернил, способы их проявления - «Какие невидимые чернила лучше проявляет йод»;

- «Рисунки-невидимки»

(«Экспериментальная деятельность с. 104.)

(«Играем в ученых» с. 150)

Лимон, вата, листы бумаги, кисти, пищевые красители, настольная лампа, апельсин, йод, ручки-невидимки, стакан с водой, молоко, источник тепла

Май

«Как образуются метеоритные кратеры, происходит извержение вулкана» Смоделировать с детьми метеоритный кратер, извержение вулкана, познакомив со способом его образования;

Уточнить представления детей о Солнечной системе - «Сделаем кратер глубже»;

- «Извержение вулкана»

(«Экспериментальная деятельность с. 100.)

(«Играем в ученых» с. 168)

Мука, большой поднос, ложки, линейка, полиэтилен, иллюстрация с изображением метеора, комет, совки;

Картон, пластилин, баночка из-под йогурта, сода, пищевой краситель, уксус, жидкое моющее средство,

«Забавные фокусы» Развивать у детей инициативность, самостоятельность, сообразительность, умение выполнять задание по условию - «Как проткнуть воздушный шарик, чтобы он не лопнул»;

- «Как поднять лист бумаги, не прикасаясь к нему руками»;

- «Как вынуть шарик из миски, не трогая его руками»;

- Как без клея склеить два листа бумаги»;

- «Как убрать лист бумаги из-под стакана, не трогая стакан»

(«Играем в ученых» с. 222, 226, 218, 220, 237)

Шарик, скотч, иголка;

Трубочка, шарик, лист бумаги;

Миска, деревянный шарик, Два листа бумаги;

Лист бумаги, стакан

Игры - размышлялки Развивать умение рассуждать, делать выводы на основе полученных наблюдений - «Найди секрет у шкатулки»;

- «Их чего это сделано»

(«Играем в ученых» с.)

Необычные предметы: мигающая изнутри свечка, шкатулка,

«Человек и законы природы» Актуализировать приобретенный в специально организованных, совместных, самостоятельных видах деятельности опыт;

Развивать экологическое сознание, понимание необходимости соблюдать законы природы

В форме игры «Что? Где? Когда?

(«Детское экспериментирование» с. 72) Альбомы со схемами проведенных опытов

Ожидаемый результат:

- Участие вместе с детьми в конкурсе творческих работ «Русский сувенир» с творческо-исследовательским проектом «Расписные тарелки-самоделки»;

- Участие вмести с детьми на зональном фестивале детских исследовательских работ «Хочу все знать» с исследовательским проектом «

- Создание индивидуальных альбомов детей с зарисовками о проведенных опытах;

- Пополнение центра по экспериментированию оборудованием:

К концу старшего дошкольного возраста дети могут :

- Проявлять любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности;

- Знать и понимать, кто такие ученые, изобретатели;

- Действовать в соответствии с моделями, определяющими условие и содержание деятельности :

1. Высказывать предположения об ожидаемом результате, обозначать его с помощью условного символа;

2. Определять цель деятельности, условия ее достижения;

3. С помощью взрослого составлять модель этапов деятельности.

- Уметь сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

- Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

- Анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств, изменение во времени.

- Использовать различные источники информации (литература, телепередачи и др.

Литература:

1. «Я – Человек. Программа социального развития ребенка». / Козлова С. А. – М. : «Школьная Пресса», 2004.

2. «Детское экспериментирование». / Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. – М. : Педагогическое общество России, 2003.

3. «Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания». / Савенков А. И. – Ярославль: Академия развития, 2002.

4. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет». / авт. -сост. Менщикова Л. Н. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек». / Иванова А. И. - М. :ТЦ Сфера, 2008.

6. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». / Иванова А. И. - М. :ТЦ Сфера, 2008.

7. «Неизведанное рядом». / Дыбина О. В. - М., 2005 г.

Публикации по теме:

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста Возрастная группа:2 Младшая Неделя Тема недели НОД тема, задачи, материалы и оборудование Место в режимных моментах Средства для самостоятельной.

Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе «Организация познавательно исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе» Все мы – дети Природы.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства морской соли» Цель: Узнать больше о свойствах соли. Задачи: 1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах морской соли; 2.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Сентябрь 1. Превращение. Цель: знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения.

Перспективный план по познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Перспективный план по познавательно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста тема цель источник.

Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности в группе. Месяц Название Познавательно-исследовательская деятельность Программное.

Презентация «Программа познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Песочные фантазии» Актуальность: Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной.

Системный подход к использованию ИКТ в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – время, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро, и является главным возрастом для дальнейшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 15:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД