Наталия Андреевна Полякова
Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Сентябрь «Знакомство с детской лабораторией»
«Экскурсия в детскую лабораторию»
Публикация «Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
«Приборы для опытов» Уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство, познакомить с понятиями: «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, об эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории, дать представление о правилах поведения в детской лаборатории
Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов – бинокль, микроскоп, телескоп, лупа, подзорная труба; познакомить с правилами пользования приборами-помощниками Беседа «Что такое лаборатория?», игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем» Рассматривание приборов, беседа «Где применяют волшебные стеклышки?»
Октябрь "Песок, глина – наши помощники"
«Удивительный песок»
«Удивительная глина»
"Приборы для опытов"
Стакан с песком, с глиной, водой лист бумаги ложечки лупы песочные часы. образцы почвы в железной баночке стакан с водой палочка влажные бумажные салфетки почва.
Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку. Познакомить детей с природным материалом – глиной, её свойствами и применением. Уточнить представления о свойствах песка и глины. Учить детей называть сходства и различия между песком и глиной. Научиться делать выводы. Развивать интерес к исследовательской деятельности.
Опыты с песком «Удивительная страна», Опыты «Глина и песок», Развивающая игра «На что это похоже»
Ноябрь «Воздух»
«Обследование свойств воздуха»
«Ветер. Движение воздуха» Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. Расширять представление детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, горячий (легкий) поднимается вверх, при охлаждении сжимается, холодный (тяжелый) опускается вниз, он может быть влажным.
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу.
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Беседа о свойствах воздуха, игры «Что в пакете», «Узнай по запаху», опыт «Взвешивание воздушных шаров»,
«Игры с соломинкой». Загадка о ветре, изготовление вертушки (по схеме, «Игры с веерами, султанчиками, вертушкой»
Декабрь "Магниты"
"Магнитная сила"
"Что сопротивляется магниту?"
"Действует ли магнит через другие материалы?"
"Можно ли намагнитить предмет?"
"Может ли магнит притягивать на расстоянии?"
Познакомить детей со свойствами и поведением магнитов.
Показать, как магниты воздействуют на предметы из железа, стали и некоторых других металлов, как магнитная сила действует сквозь стекло, и сквозь воду, как притягивает предметы на расстоянии и приводит их в движение, что может воспрепятствовать действию магнита, как магнитная сила может победить силу тяжести. Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Познакомить детей с тем, что Земля – большой магнит, у которого есть северный и южный полюс; сформировать представления о компасе. Развитие способности понимать знаково- символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.
Способствовать развитию воображения у детей.
Беседа: «Волшебные» свойства магнита. Работа с литературой энциклопедического содержания. Экспериментальная деятельность – опыты : -«всё ли притягивают магниты?»);-«подводный магнетизм»; -«магнитная регата»; -«создадим магнит»; -«воздушный змей»; -«идём на рыбалку». Сочинение воображаемых историй детьми на тему: «Приключения Магнитика».
Январь "Замерзание воды. "
"Почему идет снег?"
"Снег, его свойства. "
Показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека. Измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды). при низкой температуре вода превращается в лед. Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды. Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. С нег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках. Зарисовка снежинок. выявить свойства снега. Развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов. Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая, изделий из пластмассы. Учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства.
Экспериментирование с водой, Опыт, Дидактическая игра, Исследовательская деятельность на прогулке, Опыты со снегом, Образовательная ситуация, Наблюдение на прогулке, Словесная игра, Экспериментирование с предметами, Образовательная ситуация, Дидактическая игра, Познавательное занятие «Путешествие капельки», Чтение художественной литературы «Два ручья»
Февраль "Наблюдение за ветром"
«Ветер в комнате»
«Как выросли облака»
«Ветер в природе»
Углубить знания детей о явлениях природы, упражнять в умение определять силу ветра, воспитывать интерес к явлениям природы. Выявить вместе с детьми появление ветра в комнате, развивать познавательный интерес; мыслительные способности, умения делать выводы. закрепить знания детей о появлении облаков; развивать познавательный интерес к познанию окружающего мира. познакомить детей с тем как образуется ветер; уточнить представления детей о свойствах воздуха. закрепление знаний о явлениях неживой природы через художественные произведения. обогащать и систематизировать представления детей о ветре через художественное произведения.
Чтение художественной литературы А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Дуют ветры в феврале»
Март "Наш мини огород"
"Способы размножения растений. "
"Посадка лука. "
"Посев семян помидоров для выращивания рассады. "
"Черенкование комнатных растений. "
Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке.
Луковицы Семена помидор Миски с увлажненной просеянной землей Лейка Палочки
Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой
Фотоотчет «Как мы ухаживаем за растениями!»
Апрель "Космос. Вселенная. Звезды. "
"Планета Земля – наш общий дом. "
"Солнце – источник тепла и света. "
" Полет на Луну"
Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать почему в космосе темно. Вызвать познавательный интерес к Космосу.
Макет Солнечной системы Иллюстрации с изображением Вселенной, планет, звезд Фотографии космонавтов Цветная бумага, ножницы, клей
Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю» и «Кто на нас с небес смотрит» Н. Кургузовой. Совместная работа родителей и детей по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей
Май
"Могут ли животные жить в почве?"
"Дышат ли рыбы?"
Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). Почва, дождевые черви, металлическая тарелка, стекло, емкость с водой. Установить возможность дыхания рыб в воде. Аквариум, прозрачная емкость с водой, лупа, палочки, трубочки для коктейля.