наталья беленкова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Лаборатория чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колосок» Смоленской области Смоленского района
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы
«Здравствуй, лаборатория чудес»
Воспитатель: Беленкова Н. В.
2017
Тема: «Здравствуй, лаборатория чудес».
Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Лаборатория чудес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1) дать представление о том, кто такие ученые, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории;
2) дать представления о культуре поведения в детской лаборатории;
3) уточнить понятие детей, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;
4) познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
5) расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Оборудование: картинки с изображением ученых в лаборатории; белый халат для воспитателя; бейджики для каждого ребенка; мольберт; мелки; макет «Детский сад»; макеты деревьев; картинка – правила «Как вести себя в лаборатории»; модель органы чувств; стаканы; пакеты; камешки; трубочки; вода; резиновая груша; тетради; зеркала.
Ход занятия:
I. Знакомство с лабораторией.
Дети стоят полукругом около доски. На доске картинки с изображением ученых в лаборатории.
Дети, кто изображен на картинках? (Это ученые-исследователи).
Как вы думаете, чем занимаются ученые? (Ученые занимаются наукой).
Ученые – это люди, которые изучают наш мир и его устройство.
Они задают вопросы себе, а затем пытаются ответить на них.
Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? (Ученые наблюдают за происходящим в мире).
Наблюдение – это один из способов изучения мира вокруг нас.
Для этого необходимы все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств? (Дети смотрят на модель и перечисляют органы чувств)
При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит.
Мы тоже с вами будем проводить эксперименты и будем записывать в свои научные тетради. Вот посмотрите на ваши тетради.
Так что такое эксперименты? (Эксперименты – это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез).
При проведение экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: острыми, стеклянными и другими.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами? (Работать аккуратно, не разливать воду, не толкаться).
Посмотрите на картинку и попробуйте еще раз сказать, какие правила мы должны соблюдать. (Дети перечисляют правила глядя на картинку).
Ученые работают в помещение, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? (Лаборатория). В нашей группе тоже есть лаборатория чудес. Сейчас я надену белый халат и проведу вас в нашу лабораторию.
Теперь вы становитесь научными сотрудниками. (прикрепить бейджики).
Скажите, а какими качествами должны обладать научные сотрудники? (Быть внимательными, аккуратными, спокойными).
Я приглашаю вас в лабораторию.
Итак, уважаемые сотрудники, я предлагаю вам занять свои места за столами.
II. Ход деятельности в лаборатории.
Отгадайте загадку: Такой большой,
Что занимает мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю. (воздух).
Правильно, а почему вы так решили? ( Воздух везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе).
Мы начинаем работу в лаборатории.
ОПЫТ с камнем.
Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камешек твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? А можно ли взять в руку воздух и сжать его? (нет нельзя).
Делаем вывод: воздух – не твердое тело.
ОПЫТ с водой.
Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса). Что умеет делать вода? (Вода течет, журчит, струится, бежит). Что же такое вода? (вода – это жидкость). Назовите другие жидкости. (сок, кефир, чай).
Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он – не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он не жидкость. Воздух – это газ. Какой он? (невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха). Вот наше открытие.
ОПЫТ с воздухом.
Продолжим исследования.
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт. Возьмем в руки полиэтиленовый пакет и начнем его скручивать с открытого края. Пакет становиться выпуклым. Почему? (ответы).
Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Физкультминутка. Ветер тихо клен качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз - наклон, и два – наклон,
Зашуршал ветвями клен.
Итак, воздух есть везде. Проверим это? (дети стоят на ковре около стола воспитателя).
Опыт 1. Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали? (Свист. Воздух с шумом выходит из груши).
Опыт 2. Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается. Что этому мешает? (ответы). Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.
Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (видно, что из мела выходят пузырьки воздуха).
Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ( воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле).
III. Воздух нужен всем.
А для чего нам нужен воздух? (для дыхания). Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
(дети садятся за столы).
Опыт 1. Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем. Что вы наблюдаете? (пузырьки воздуха). Да и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт 2. Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему? (предположения детей). Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Для чего нам нужен воздух? (дышать). Сделайте глубокий вдох и выдох.
Я знаю, что человек может прожить без еды – 5 недель, без воды – 5 дней, без воздуха – не больше 5 минут.
А кому еще нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.
Правильно, всему живому.
А каким воздухом полезно дышать? (Чистым). Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? (проветривать помещение, гулять на улице, ездить загород).
Так давайте посадим деревья в нашем садике на макете.
У нас теперь прекрасное настроение и дышится легко. Давайте передадим хорошее настроение друг другу: дотроньтесь до товарища кулачком, локотком, ладошкой.
А сейчас будем наводить порядок. Вспомните правило: работу завершил, все на место положил?
А в тетрадях мы с вами зарисуем, запишем в свободное время то, что больше всего запомнилось при работе в лаборатории.