Елена Черемичкина
Семинар-практикум «Формирование у детей нравственного отношения к малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, их познавательной активности.
Пополнение знаний по истории, культуре, природе родного края.
Создание атмосферы коллективного творческого поиска.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, запись русских народных песен, проектор, видеозапись картин родной природы, выставка методической и художественной литературы по теме, ножницы вырезки из журналов, газет, клей, ватман.
Публикация «Семинар-практикум „Формирование у детей нравственного отношения к малой Родине“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Предварительная работа: проведение смотра-конкурса краеведческих уголков.
Ход семинара:
Вступительная часть.
Старший воспитатель. Одно из основных направлений деятельности нашего дошкольного учреждения «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе краеведения». Разберём терминологию: патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Цель деятельность педагогов по данному направлению: создание условий для возникновения у детей любви к своей малой Родине.
1. Тренинг на создание образа «Родина».
Предлагаю создать образ Родины.
- закрыть глаз, представить тот образ, который возникает при слове «Родина». (педагоги описывают те образы, которые возникли: берёза, чистое поле и т. д)
- обмен мнениями, прослушивание народных песен и просмотр видеозаписи «Картины родной природы».
- выработка общего понятия «Родина».
- подбор родственных слов к «Родина».
(Родина, род, народ, родители, дородный, борода, родник).
Интересный факт: Борода – слово родственное «Родине». Доказано, что волосы заложена генная память рода. Поэтому женщина, носящая косу, в период беременности не должна стричь волосы, через косу она передаёт ребёнку родовую память. Недаром коса похожа на спираль ДНК. А мужчины свою родовую память хранили в бороде. Поэтому на Руси мужчины всегда носили бороду.
Возвращаясь к теме нашего семинара «Нравственно-патриотическое воспитание на основе краеведения», можно сказать, что у каждого рода, как и у народа, должно быть конкретное место, свой кусочек Родины. Это земля, откуда растёт древо рода. И этот кусочек должен передаваться по наследству. Его нельзя продать и поменять. В заповедях бога Перуна сказано: «Не продавайте землю свою за злато и серебро, ибо проклятия, вы, на себя призовёте, и не будет вам прощения во все дни без остатка…».
Это родовое место мы называем малой Родиной. Наша малая Родина - Кузбасс. Чтобы воспитать нравственное отношение ребёнка к своей малой Родине, нужно соблюдать определённые условия.
2. Выработка условий, при которых педагог может воспитывать патриота.
Как Вы думаете, каким должен быть педагог, способный заниматься патриотическим воспитанием детей? Какие условия должны соблюдаться при формировании нравственно-патриотических установок?
А) быть самому патриотом;
Б) обладать педагогическими знаниями и умениями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
В) создать группу единомышленников (связь со специалистами).
Г) создать развивающую достоверную среду.
Д) привлечь родителей к участию в педагогическом процессе.
Е) установить взаимосвязь с окружающим социумом.
3.Итоги смотра-конкурса «Краеведческих уголков». Предлагается аналитическая справка по итогам проведения смотра-конкурса.
4. Познавательная игра «Вопрос-ответ»
Старший воспитатель. Уважаемые педагоги, отметьте, пожалуйста, верные утверждения.
1. Почему на современном этапе развития дошкольной педагогики и дошкольного образования является актуальной проблема патриотического воспитания?
Варианты ответа:
А) отсутствие семейных традиций;
Б) увлечение компьютерными играми;
В) нет специальной литературы;
Г) много беженцев в стране;
Д) дефицит нравственности, утрата духовности в обществе.
2. Чем, в первую очередь, характеризуется нравственная воспитанность ребёнка, посещающего ДОУ?
Варианты ответа:
А) поступками и поведением;
Б) отсутствием знаний;
В) творческим конструированием;
Г) любовью к сверстникам;
Д) умением читать.
3. Блиц-опрос.
1 вопрос: С какого населённого пункта начался наш город Кемерово?
2 вопрос: Назовите день рождения Кемерово.
3 вопрос: Назовите день образования Кемеровской области.
4 вопрос: Назовите героев-кузбассовцев.
5 вопрос: Как сейчас называется Новокемеровский химкомбинат?
6 вопрос: Назовите шахты Кузбасса.
4. Соедините стрелочками даты, исторические события и героев этих событий.
1618 год
Образование Кемеровской области Рудознатец Михайло Волков
1721 год
Первая шахта «Успех» Учёный Пётр Чихачёв
1842 год
Возведение Кузнецкого острога Кемерово
1883 год
Упоминание «Горелой горы» Воевода Астафий Харламов
1943 год
Возникновение названия «Кузбасс» Село Кольчугино
(Ленинск-Кузнецкий)
5. Проверка домашнего задания.
Педагоги представляют литературу по формированию у детей нравственного отношения к своей малой Родине.
6. Коллективная творческая работа «Коллаж «Наш родной край».
Педагоги составляют коллаж, который будет использоваться в тематической выставке «Кузбасс - наш дом».
Благодарю за внимание!