Семинар-практикум «Метод проектов в работе с дошкольниками»

Елена Тянгаева
Семинар-практикум «Метод проектов в работе с дошкольниками»

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на "саморазвивающуюся систему", при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Задание №1: Назовите известные Вам виды проектов

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Задание №2: Соотнесите типы проекта с их характеристиками

Тип проекта Содержание

Исследовательский Дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и т. д.

Ролево-игровой Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Информационный Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Творческий После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника., детского дизайна и т. п.

Нам педагогам требуется понять, чем проектная деятельность отличается от комплексной работы по теме? А отличается она тем, что педагог не преподает готовое и до конца разжеванной знание, которое детям остается только проглотить и усвоить. Он не объясняет и не демонстрирует детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некое задание, слишком сложное для того, чтобы его можно было выполнить сразу и за один присест по какой-то уже известной схеме.

Воспитатели должны усвоить, что приступая к проекту, ребенок должен иметь некоторые стартовые знания, умения и навыки. Готовые новые знания для детей в ходе проекта воспитатель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности детьми. В остальных случаях воспитатель должен натолкнуть детей на пути самоизучения материала (опираясь на энциклопедии, книги, ответы родителей, воспитателей-специалистов и т. д.)

Проблема обеспечения заинтересованности детей в работе над проектом, т. е. мотивации, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Например, воспитатель объявляет о расширении штата «Салона красоты». Там начинает свою работу новый специалист - визажист.

Воспитатель: К празднику нужно выпустить поздравительную газету и написать статьи, заметки, опубликовать интервью и т. п. Для этого нужна специальная организация «Редакция газеты»

Воспитатель: Ребята, я сегодня утром зашла в группу и увидела грустную куклу Машу. Дети, как вы думаете, почему кукла Маша грустная? (проект «День рождения куклы Маши» или «Детское кафе»)

Мотивация создана, затем необходимо с детьми выявить проблему. В чём будет состоять проблема?В том что у детей недостаточно знаний о профессиях людей или организациях: какие предметы нужны им для труда, какие трудовые операции они выполняют, как общаются ил что говорят.

Решить поставленную проблему перед детьми поможет использование метода «Трёх вопросов». Для работы понадобятся половина ватманского листа и маркеры.

Первое «И» - Известно (Что мы знаем о ….) Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой «Известно» фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания.

Второе «И» - Интересно узнать (Что мы хотим узнать о) Воспитатель записывает идеи и факты, о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают «системную паутину». «Системная паутина» представляет собой схему развития будущего проекта.

Третье «И»- Изучили (Что мы узнали о ….). Третий этап на котором происходит обсуждение возникших у детей вопросов и полученной ими информации, совместное планирование дальнейших действий. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы.

Проект «Откуда в кране вода» (исследовательский)

Проблема: в детском саду отключили холодную воду.У детей возник вопрос: «Откуда в кранах берётся вода?»

Детям было Известно (гипотезы детей)

• Вода идет из канализации

• Из Африки, я в книге смотрел

• Из земли бежит. Я видел в мультике

• Из речки течет по трубам

• Из родника. Я видела на фотографии

Интересно узнать (Что мы хотим уточнить, узнать)

• А что такое канализация?

• Как вода приходит из Африки в наш садик?

• Как она бежит в кран?

• Надо узнать из какой речки вода течет

• А как вода из родника течёт в садик?

Что нужно сделать чтобы узнать?

• Надо спросить у папы

• Прочитать в энциклопедии или другой какой-нибудь книге

• Посмотреть нужную программу по телевизору

• Найти в Интернете

• Спросить у кого-нибудь из взрослых

Далее проводиться работа в соответствии с «системной паутиной» и проходит обсуждение полученных новых сведений, делаются выводы из наблюдений, опытов.

Итоговое мероприятие - праздник «День воды»

Задание № 3. Используя метод «Трёх вопросов» разработайте ролево-игровой проект, продумайте проблемную ситуацию для вхождения в проект.

Воспитателям предлагается разделиться на три группы.

Темы проектов:

«Театр» - младшая группа

«Морское путешествие» - средняя группа

«Спасатели» - старший дошкольный возраст

Тематика проектов может касаться реализации задач каких-либо образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью углубить знания дошкольников, дифференцировать процесс обучения и воспитания. Чаще, однако, темы проектов содержат в себе их интеграцию, что способствует развитию творческого мышления и исследовательских навыков детей. Таким образом, достигается интеграция знаний и умений.

С содержательной точки зрения ролево-игровые проектымогут быть следующих типов:

• Воображаемые путешествия,которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;

• Имитационно-деловые, моделирующие ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни;

• Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают дети;

• Имитационно-социальные, где дошкольники исполняют различные социальные роли (журналистов, учителей, пр.).

Продуктами ролево-игрового проекта могут быть - альбом, газета, плакат, журнал, коллекция, костюм, макет, книжка-раскладушка, сказка, сценарий праздника, реклама, диалог исторических и литературных персонажей, фотоальбом и т. д. Фомы презентации продуктов – дефиле, презентация, показ сказки, обыгрывание ситуации, театрализованное представление и др.

Отличие ролево-игрового проектаот сюжетно-ролевой игры заключается в следующем:

^ Ролево-игровой проект

Сюжетно-ролевая игра

В основе проекта - проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

В основе - деятельность детей, в которой они берут на себя "взрослые" роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Исследовательское содержание проекта: дети самостоятельно (при поддержке взрослого) через исследования находят пути решения проблемы.

Социальное содержание игры: ребенок, выбирая определенную роль, имеет соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя и др. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.

Реализация проекта не ограничена условным пространством.

Действие игры происходит в некотором условном пространстве.

Существует как отдельная категория.

Существует как отдельная категория, а может быть составной частью ролево-игрового проекта.

Поддержать интерес и помочь планомерно вести работу над проектом может помочь так же проектная папка.

Познакомлю с содержанием проектной папки по теме «Как выжить на необитаемом острове?» из опыта работы д/с № 38 воспитателя Машковой Лилии Николаевны.

1. Рисунки детей после просмотра мультфильма «Необитаемый остров»

2. Схема-рисунок «Где можно узнать о необитаемом острове?»

3. Схема-рисунок «Что такое необитаемый остров» (нет человека)

4. Схема-рисунок «Что нужно человеку, чтобы ему было хорошо, он был здоров?» (питьё, пища, укрытие, тепло)

5. Схема-рисунок «Когда ты один, как ты себя чувствуешь)

6. Рисунки «Как ищут пропавшего человека на море?»

7. Рисунки «Как подать знаки с земли?»

8. Таблица-схема «Что можно есть?»

9. Таблица-схема «Жилище»

10. Книга полезных советов «Как выжить на необитаемом острове»

Предложить воспитателем познакомиться с протоколом проекта и проектной папкой.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Метод проектов в ДОУ» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Познавательная активность детей в.

Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами. Сегодня в науке и практике.

Автор публикации:
Семинар-практикум «Метод проектов в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 1 марта 2015 в 16:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

14 апреля. День петуха на МААМ

Предлагаем посвятить наш очередной тематический день большому начальнику. Таковым считает себя каждый петух в курятнике, и все основания для этого у него есть. Птица эта красивая и интересная, с...

Фотоотчёт. Проектная деятельность «Лучок — наш дружок»
Фотоотчёт. Проектная деятельность «Лучок – наш дружок» Цель проекта: Дать представление об овоще – лук. Задачи: 1. Познакомить с внешним видом овоща и...
Комплексная общеразвивающая учебная программа на основе народного творчества с...
Существуют различные разработки, методики, позволяющие развить в ребёнке его безграничные потенциальные возможности. Единственная цель раннего развития -...
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Весна идет! Весне дорогу!»
Наталья Ефримиди Программное содержание: Закреплять знания о сезонных изменениях в природе, о характерных признаках весны. Развивать и обогащать словарь,...