Марина Широбокова
Семинар-практикум «Организация РППС как условие качества образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум в рамках сетевого взаимодействия.
Тема:
«Организация РРПС – как условие качества образовательного процесса»
Цели:
1. Обогащение знаний педагогов о качестве организации образовательного процесса, повышать уровень профессиональной компетентности по вопросу формирования новых подходов к системе оценки качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
Публикация «Семинар-практикум „Организация Рппс как условие качества образовательного процесса“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Развивать умения педагогов использовать теоретические знания в практической деятельности по организации РППС, в условиях реализации ФГОС ДО
2. Создавать условия для самореализации и демонстрации собственного опыта педагогов, проявления творческой активности.
3. Рефлексировать собственную деятельность.
Предварительная работа:
1. Работа с творческой группой по подготовке к сетевому мероприятию (изучение темы, составление сценарного плана мероприятия, подготовка практического материала на семинар и т. д)
2. Проведение консультаций для педагогов ДОУ по теме семинара;
3. Работа по самообразованию. Подготовка технического оснащения к мероприятию, подготовка раздаточного материала. Решение организационных вопросов.
4. Создание презентации по сетевому мероприятию
5. Оформление места проведения методического мероприятия
6. Подготовка медиа - оборудования (проектор, экран и ноутбук для просмотра презентаций).
7. Разработка практических заданий по теме семинара.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка, столы, стулья для участников, листы бумаги, ручки, трафарет ладошки, карточки с заданиями, фото-задание.
План проведения:
Организационный момент :
В зале оформлены 2 выставки пособий по РППС «Военный городок», «Вязанный город», по результатам конкурсов методических пособий. Оформлена фотовыставка и выставка мотивирующего оборудования в организации образовательного процесса.
Открытие семинара
• Приветственное слово заведующей О. А. Перевощиковой
• Вступительное слово старшего методиста ИОЦ «Альтернатива» Спорышевой Е. Н.
• Игровое упражнение на сплочение.
Ведущий: «Уважаемые коллеги, прошу всех встать в круг и мы поиграем с вами в игру «клубок пожеланий». Возьмите клубок ниток, по очереди передавайте клубок друг другу, при этом сказав пожелание на сегодняшнее мероприятие. Вы сказали очень много хороших слов. И у нас получился целый букет пожеланий. Что Вы чувствовали когда играли. У нас создалась атмосфера доброжелательного открытого общения друг с другом.
Ведущий: И вновь игра «Разбейтесь по названному числу» Под музыку вы передвигаетесь по залу и как только музыка остановилась, я называю число, а Вы должны объединиться в группы по заданному числу. И так несколько раз. Последнее число то, на сколько человек должен поделиться коллектив.
Ход семинара
Ведущий: Уважаемые коллеги! Прошу занять рабочие места. Вы объединились в группы. Сейчас Вам нужно придумать название своей группы и написать его на визитной карточке. У вас одна минута. Назначим тайм-менеджера Светлану Валерьевну. Время пошло. Представите, пожалуйста, свои группы. Спасибо группам!
Ведущий: Уважаемые коллеги! Сегодня в нашем семинаре - практикуме принимают участие педагоги МБДОУ №169 и педагоги МБДОУ №51. Сегодня самое важное совместными действиями– сделать то что поможет нам достичь цели, и сделать это прямо сейчас. Потрясающие идеи есть у каждого, но редко кто делает хоть что-то, чтобы воплотить их на практике. И я надеюсь, что все поставленные перед нами сегодня задачи будут достигнуты. Я желаю Всем плодотворной работы и конструктивного взаимодействия. Итак, у нас образовались три группы. И чтобы наше мероприятие прошло в дружеской атмосфере, чтобы сложился конструктивный разговор, предлагаю вам поиграть в игру "Закончи фразу".
Я ее начинаю, а вы должны продолжить фразу.
«Для меня РППС – это….»
Вывод: Итак, мы сказали, что РППС является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. Она выполняет функции образовательные, развивающие и воспитывающие. Создается с учетом индивидуальности каждого ребенка. Она должна быть развивающей и развивающейся.
Ведущий: Я благодарю Вас коллеги! Как вы уже, наверное, поняли, наше сегодняшнее мероприятие будет посвящено вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды. Мы собрались с целью обогащения знаний педагогов о качестве организации образовательного процесса и повышения уровня профессиональной компетентности по вопросу формирования новых подходов к системе оценки качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Мы начали обсуждать проблему организации РППС. И хочется отметить., что ФГОС ДО также предъявляет требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения. Обратите внимание на словосочетание, которое сейчас используют разработчики стандарта. Данное определение разработано С. Л. Новоселова.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».
Задание № 2: Уважаемые коллеги, при организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов: (слайд с документами). В ФГОС ДО перечислены принципы создания РППС. Нам важно не только знать, но и понимать принципы организации РППС, а также правильно использовать их в своей работе.
Практическое задание.
1. У вас на столах находятся фото с изображением интерьера РППС и приготовлена выписка из стандарта, «требования к РППС». Внимательно рассмотрите фото и определите, какие принципы заложены в нем (на каждую группу 1 фото РППС). Обоснуйте свой ответ. На выполнение задания – 2 минуты. Спасибо за ваши высказывания.
Вывод: Итак, мы сказали, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Именно грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.
Ведущий: А какова же роль воспитателя. Я предлагаю вам просмотреть фильм с сайта федерального института развития образования "Роль воспитателя в организации РППС".
Просмотр фильма.
Ведущий: Итак видеоролик нам пояснил роль воспитателя при организации РППС. Уважаемые коллеги! В рамках нашего мероприятия мы провели мониторинг. Проанализировали состояние РППС в МБДОУ №169 и МБДОУ №51. Выявили трудности при организации РППС. Мониторинг показал, что педагоги активно используют материалы для трансформируемости предметно-пространственной среды. Однако, деятельности по изменению «фонов», изменению обстановки до неузнаваемости не наблюдается. Отсутствует разнообразие материалов и оборудования для индивидуализации пространства. В групповых пространствах старшего дошкольного возраста наблюдается изобилие предметного материала, но отмечается недостаток макетов-предметов, представляющих в уменьшенном виде реальные сооружения и территории, универсальных макетов. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включают в себя ограниченный спектр объектов культурных и искусственных объектов, специально разработанных для детского экспериментирования. Широко развернуты природные уголки, но редко встречаются наборы для моделирования тех или иных природных явлений, позволяющих устанавливать причинно-следственные связи, варьировать условия достижения того или иного эффекта. С природными объектами в помещении («огород на окне») чаще всего действуют педагоги, предлагая детям быть наблюдателями. Очень много в группах познавательного материала, иллюстративных изданий познавательного и энциклопедического характера, но имеется недостаток образно – символического материала: серии картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов; наглядно-графических моделей устройства сложных предметов, связей между явлениями природного и социального мира. Таким образом, был выявлен ряд проблем, которые присущи большинству учреждений – в неполной степени реализуются требования многофункциональности, мобильности, вариативности. Не всегда соблюдается принцип активности детей в преобразовании РППС. В течение года коллективы дошкольных учреждений МБДОУ №169 и МБДОУ №51 работали над преобразованием развивающей предметно-пространственной среды.
Ведущий: Уважаемые коллеги вспомните и запишите те положительные и отрицательные моменты с которыми Вы столкнулись при организации РППС. На одной доске группа ". " записывает положительные моменты, а группа ". " на другой доске записывает отрицательные моменты, а третья группа дополняет ответы обоих групп.
Давайте зачитаем, что у нас получилось.
Вывод: Итак мы отмечаем что педагоги проделали большую работу и РППС с реализацией ФГОС изменилась, но проблемы есть мы их знаем и определяем направления развития, но как известно, все дети разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития.
Дискуссия.
А что на ваш взгляд необходимо учесть в организации РППС, чтобы все дети могли себя чувствовать в ней хорошо? А как вы думаете является ли РППС одним из компонентов образовательной среды?
Ведущий: Вы правильно отметили, что при построении РППС, нужно учитывать психологический комфорт, поддержку индивидуальности каждого ребенка, принципы создания РППС, содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов и детей, который требует принципиально новой организации деятельности педагога. Использование эффективных методов и приемов при взаимодействии с детьми.
Ведущий: Я приглашаю педагога-психолога Ольгу Ивановну, рассказать коллегам, о этих методах и приемах.
Выступление педагога-психолога.
Ведущий: Мы благодарим Ольгу Ивановну. Если у кого- то возникли вопросы, Вы можете ей их задать? Итак Ольга Ивановна более глубоко нас погрузила насколько важно педагогам использовать различные методы и приемы при взаимодействии. И на одном из методов мы остановимся. Это проектный метод в организации РППС. Об этом нам расскажет педагог первой категории Надежда Ивановна.
Выступление воспитателя
Ведущий: Мы благодарим Надежду Ивановну, за интересное выступление. Если у кого то возникли вопросы, задавайте? Уважаемые коллеги, сегодня уже много говорили о том, что поможет решить поставленные перед педагогом задачи при организации РППС. И одна из них - это учет возрастных особенностей. В следующем задании речь пойдет именно об этом.
Задание (работа с карточками). Командам раздаются карточки с заданиями. Нужно вписать слова по смыслу, которых не достается в тексте. Речь пойдет об особенностях РППС в разных возрастных группах.
Итак, учет возрастных особенностей - это важный критерий при организации РППС. Она становиться еще более эффективна и в случаи, если обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей и учет индивидуальных различий детей. Об этом нам расскажет педагог высшей категории МБДОУ №51 Анна Владимировна «Среда, как условие развития индивидуальности каждого ребенка»
Ведущий: Спасибо Анна Владимировна! Коллеги у кого есть вопросы?
Родители являются субъектами образовательного процесса и важно то, что работа по обновлению РППС объединяет всех ее участников: педагогов, детей и родителей. Такая РППС не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. И у определенного педагога накоплен педагогический опыт вовлечения родителей в развитие и создание РППС. И сегодня своим опытом поделиться воспитатель первой категории Татьяна Викторовна. Спасибо Татьяна Викторовна за Ваш интересный рассказ и если у кого-то возникли вопросы вы можете задать Татьяне Викторовне.
Ведущий: Уважаемые коллеги, мы сегодня затронули злободневную тему о организации РППС.
Задание. И в конце нашего мероприятия я предлагаю разработать направления развития РППС. На это задание у Вас 2 минуты. Итак первая группа начинает, вторая и третья продолжают и дополняют. Спасибо за ваши предложения. Я еще раз предлагаю вернуться к теме нашего мероприятия и цели (слайд с темой и целью). Как вы считаете, наша цель достигнута?
Организуя образовательный процесс, мы увидели, что РППС действительно является одним из важных условий. Выполнение требований и принципов построения РППС можно оценить лишь в процессе наблюдения – как дети действуют в этой среде, насколько они активны и самостоятельны. В этом перспектива нашей дальнейшей работы.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги! У Вас на столах лежат трафареты ладошек. Я предлагаю Вам на одном пальце написать свое отношение к сегодняшнему мероприятию, на втором пальце положительные моменты, на третьем пальце трудности с которыми Вы сегодня столкнулись, на четвертом открытие которое вы для себя сделали и на пятом ваше настроение.
Спасибо вам, уважаемые коллеги, за продуктивную работу. Я очень рада, что мы услышали друг друга. Благодарю всех за участие!