Приложение МААМ

Семинар-практикум по изучению проблем речевого творчества дошкольников

Айсылу ибраева
Семинар-практикум по изучению проблем речевого творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Вступительное слово воспитателя.

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные сказки, занятия, а также как подвижные, так и дидактические игры.

Публикация «Семинар-практикум по изучению проблем речевого творчества дошкольников» размещена в разделах

Дети черпают из игр множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о предметном мире, игры позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Игры в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

Игра - является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, игры могут влиять на развитие связной речи

Вопросы развития речи ребенка -дошкольника всегда волновали и волнуют не только родителей, но и воспитателей. Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь. Разговорная речь, наоборот, развивается очень стремительно. Уже в младшей группе дети начинают активно общаться между собой, учатся новым для них словам, пополняя активный и пассивный словарь. Иногда можно слышать от родителей: «только пошел в садик, сразу заговорил, знает стихи, что -то рассказывает по картинке. Задача воспитателя - не упустить такую возможность обогащения речи детей. Как можно раньше использовать наглядно-дидактический материал, яркие картинки для речевых игр «Что нарисовано?», Что делают дети, люди и т. д.

Формы работы с детьми

1. использование образов -перевертышей литературных произведений в речевом развитии детей.

Эта форма работы используется воспитателем вне занятий и направлена на отработку методов и приемов, например: В младшей группе в игру «Лохматый пес» вводится персонаж «кот» «Воробушки и фотоаппарат» и т. д.

В театрализованной деятельности происходит замена персонажей. В сказке «Колобок» вместо лисы- петушок, который спел веселую песенку колобку, в сказке «Теремок» Маша вместо медведя, которая принесла всем пирожков и т. д.

в средней группе идет пересказ сказки с внедрением новых персонажей, сочинение одной сказки из двух, изменение концовки сказки или рассказа.

в старшей группе изменение персонажа на противоположного, изменение событий или места действия, сочинение сказки по схемам, сочинение сказки по цепочке.

Игра является средством развития диалогической речи. Можно использовать такие игры «Так бывает или нет?», «Небылицы», «Интервью», «Отгадай, кто я?»

Составление текстов сказочного содержания методами ТРИЗ. Составление текста с помощью метода «Каталога», записи самими детьми схемы сказки с помощью знаков, понятных им. Запись лучше производить на полоске бумаги простым карандашом. Действие к действию указывается стрелкой.

Мнемотаблицы, схемы являются очень действенной формой обучения детей рассказыванию. Сегодня своими находками поделятся с нами воспитатели Коноваленко Е. Н. и Ободенко О. В.

После каждого выступления идет обсуждение материала, дополнения.

2. Круглый стол «Знаем ли мы теорию по развитию связной речи у дошкольников?». (игровые тесты)

Игровой тест на определение знаний,

умений и навыков воспитателей

Красные карточки

1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)

2. 2. Какие разновидности предложений используются в диалоге? (повествовательные, вопросительные)

3. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

4. Назовите способ соединения фраз (учетная связь, параллельная, лучевая)

5. Назовите типы высказываний (описание, повествование, рассуждение)

6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

Синие карточки

1. Как называется текст, который начинается с общего тезиса, определяющего и называющего предмет или объект? (описание)

2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств,? (описание)

3. Какой вид текста завершается итоговой фразой, дающей оценку предмету или отношение к нему? (описание)

4. Какой тест отличается статичностью мягкой структурой, позволяющими варьировать, представлять местами его компоненты? (описание)

5. Для каких текстов используется лучевая связь? (описание)

6. Как называется текст, в котором развитие сюжета разворачивается во времени? (повествование)

7. Основным назначением какого текста является передача развития действия или состояния предмета, которое включает в себя следующие друг за другом события, сценки, картины? (повествование)

8. Назовите структуру повествования (завязка, кульминация, развязка)

9. Назовите основные типы повествовательных текстов. (рассказы из опыта, сказочные истории, рассказывание по картине или серии сюжетных картин и т. д.)

10. Назовите структуру рассуждения (тезис, доказательство, вывод)

Зеленые карточки

Все задания связаны со знанием педагогами программы своей возрастной группы. Из перечисленных в карточке задач, они должны выбрать только ту, которую должна решать их группа.

I.

1. Научить детей воспринимать текст, читаемый воспитателем.

2. Уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя.

3. Научить рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии.

4. Научить детей придумывать продолжение к прочитанному рассказу или сказке.

II.

1. Научить детей передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц.

2. Научить детей выразительно передавать разговор действующих лиц.

3. Учить детей сочинять рассказ по аналогии.

4. Подвести детей к воспроизведению текста.

III.

1. Учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное.

2. Учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события.

3. Учить детей самостоятельно составлять рассказы по картинкам

IV.

1. Развивать связную речь на основе использования приема сравнения.

2. Учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушкам.

3. Составление сюжетных рассказов по серии игрушек.

4. Учить составлять коллективные рассказы по набору игрушек.

V.

1. В какой группе вводится коллективное рассказывание?

2. В какой группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание из опыта?

3. Учить детей коллективному составлению писем (специальных текстов).

4. Учить составлять сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтения книг, рассматривания картин.

VI.

1. Учить придумывать рассказ или сказку по плану воспитателя.

2. Подвести детей к составлению описательных рассказов по игрушке.

3. Учить детей составлять описательные рассказы по предметам.

3. Домашнее задание «Презентация авторских дидактических игр по развитию речи». В презентации указывается возрастная группа, название игры, методика изготовления, цель, ход игры.

4. Выработка рекомендаций.

5. Рефлексия.

Публикации по теме:

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьезного труда,.

Сказкотворчество как средство развития творческих способностей детей «Сказкотворчество как средство развития творческих способностей детей» Каждый ребенок в свое время есть натуральный гений. К. И. Чуковский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум по изучению проблем речевого творчества дошкольников
Опубликовано: 1 июля 2014 в 20:15
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум по изучению проблем речевого творчества дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Айсылу ибраева (УИ 56362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД