Елена Тянгаева
Семинар-практикум «Развитие графических умений и навыков у дошкольников с ТНР»
▼ Скачать + Заказать документы
У многих детей с нарушением речи при неврологическом и нейропси-
хологическом исследовании обнаруживаются легкие и латентные формы
двигательных нарушений, которые являются следствием органического по-
вреждения головного мозга.
Формирование движений кисти рук тесно связано с созреванием двига-
тельного анализатора, развитием зрительного и слухового анализатора.
Своевременное развитие моторных функций – это основа для формирования
навыка письма, что определяет актуальность данной проблемы.
Публикация «Семинар-практикум „Развитие графических умений и навыков у дошкольников с ТНР“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Графические навыки – синтез технических навыков и изобразительных умений
Графические навыки – определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки и их соединения
Графический навык предполагает :
• легко и непринужденно удерживать инструмент (карандаш, кисть, соблюдая необходимый угол наклона;
• устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;
• умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
• выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Для того чтобы нарисовать тот или иной предмет, недостаточно иметь ясное представление о его форме, цвете, строении, необходимо уметь выразить эти свойства предмета в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения.
Именно для того, чтобы ребенок возможно скорее мог выразить свой замысел, дать отчетливые изображения, надо научить его приемам владения карандашом, кистью и др.
Так как к нам в группы приходят дети с трёх лет, а в некоторые с 4-5 лет, мы, как правило, сталкиваемся с уже сформировавшимся навыком. Из практики наблюдения, мы можем сделать вывод, что зачастую это т навык сформирован неверно. Какие же методы и приёмы нам помогут в работе?
Задание № 1: Покажите правильное положение рук при рисовании карандашом, кистью и при письме.
Для проведения линий карандашом требуется нажим на бумагу, поэтому положение руки должно быть устойчивым: рука опирается о стол предплечьем до локтя, кисть руки по возможности должна быть свободна. Положение руки при рисовании отличается от положения руки при письме: письмо требует покойного положения всей руки, включая и кисть, движения производятся в основном пальцами; при рисовании вся кисть руки меняет свое положение. В зависимости от этого меняется и положение карандаша в пальцах.
Наблюдение за рисованием кистью полос разной толщины
Педагог должен научить детей правильно сидеть. Карандаш и кисть дети должны держать в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимать сильно пальцами, не держать слишком близко к отточенному концу. При рисовании не нажимать сильно на бумагу. Левой рукой придерживать лист бумаги, иначе он будет вертеться.
Задание № 2: Придумайте игровые задания на выработку навыка у детей правильного пользования карандашом и кистью или разные мотивации к одному и тому же упражнению.
Примеры: игровое упражнение «А ну-ка отними!»
Ребёнка предлагается поиграть со щенком, который всё любит отнимать.
Педагог показывает, как правильно взять карандаш и предлагает его сжимать то очень сильно, чтобы щенок его не отобрал, то слабо. Педагог пробует потянуть за кончик карандаша, определяя силу сжатия.
Такие упражнения важны, так как двигательный опыт, а тем более опыт действия с инструментами у детей очень незначителен. Вот почему важно, чтобы ребенок не только видел, но и чувствовал правильное положение карандаша в руке. Постепенно у него образуется зрительное и кинестетическое представление о том, как надо держать карандаш и кисть при рисовании, тогда он и сам может поправить его в руке.
Для того чтобы сформировать графические умения детей необходимо
вводить правила пользования инструментами постепенно, заботясь о том, чтобы дети не забывали те, которые усвоили раньше.
Таким образом, мы рассмотрели первое условие развития графических умений и навыков у дошкольников и их коррекции.
Второе условие – это устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка. Так как в коррекционных программах разной направленности стоят задачи по подготовки руки к ребёнка к письму наша с вами задача – четко знать правила посадки ребёнка за столом при письме и сформировать у детей навык правильной посадки.
Предложить 1 логопеду и 1 воспитателю продемонстрировать посадку.
Третье условие - умение красиво и легко рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные).
Отсутствие у детей отчетливых представлений о предмете сделало бы невозможным его изображение, а, следовательно, и формирование графических навыков и умений в процессе создания изображения.
При обследовании предмета важно подчеркнуть именно те его стороны, которые определят характер изображения, провести связь с требуемой техникой рисунка: при рассмотрении дома – прямизну стен, ровный ряд окон; при рассмотрении предметов овальной формы – ее некоторую вытянутость по сравнению с округлой и т. д.
Большое значение в обучении технике рисования имеет овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы.
Обучение детей рисованию этих форм, важно подчеркнуть различия в движении руки, фиксируя внимание на положение руки и на двигательных ощущениях; вместе с тем подчеркивать сходство движений руки при обследовании и рисовании предметов одинаковой формы.
Обучая детей работе с карандашом, педагог должен показывать правильный прием рисования прямых линий: когда проводится вертикальная прямая, рука с карандашом опирается на стол ребром ладони, движется сбоку от проводимой линии, сверху вниз; карандаш идет перпендикулярно проводимой линии, по отношению к бумаге – наклонно.
При рисовании горизонтальных линий положение руки следующее: рука с карандашом находится внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется в направлении проводимой линии (слева направо, при этом видно все пространство движения, что облегчает зрительный контроль над направлением движения, рука имеет твердую опору на стол. Лист бумаги должен лежать не у самого края стола, а повыше, так как близкое расположение листа к краю стола ведет к тому, что рука только кистью лежит на столе, а локоть висит внизу, при таком положении рука движется неуверенно, линия получается дрожащей, часто искривляется.
Задание № 3: Предложить педагогам нарисовать горизонтальные и вертикальные линии на листе.
С целью упражнения в том или ином движении полезно предложить детям несколько раз произвести его в воздухе рукой с карандашом, кистью или пальчиком на листе бумаги. Этот прием можно использовать для проверки того, как дети запомнили показанный им ранее способ действия.
Развивая координацию рук детей младшего дошкольного возраста, обучая их наносить определенные линии на бумагу, воспитатель в образной форме может провести игры: он делает рукой с карандашом однородные ритмичные движения, сперва более простые (дугообразные, взад – вперед, затем более сложные (вращение на одном месте – клубки, а дети повторяют эти движения. При этом он говорит равномерно: «Туда – сюда» или «Вверх – вниз», а позже называет движение: «Дым идет, дым идет» и т. д. Игры такого рода, если они проводится весело и соответствует желанию ребенка, содействует развитию более координированных, смелых и ритмичных движений.
Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Эти отличия вызывают различное движение руки при обследовании предметов и затем при их изображении. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы (шар, мяч и др.) и предметы овальной и эллиптической формы (лимон, яйцо, огурец и др.). Дети быстрее осваивают различия в движении при рисовании круга и эллипса, если вначале давать изображение круглого и эллиптического предметов, резко различающихся по пропорциям предмет: эллиптической формы должен быть более удлиненным и равномерно утолщающимся.
Предметы эти нужно даваться на одном занятии и формообразующие движения отрабатывать в сравнении. При рисовании карандашом и при рисовании краской нужно добиваться слитного, непрерывного движения руки, так как при рисовании с остановками линия получается неровной, неуверенной.
Задание воспитателям № 4: Придумайте 2-3 темы занятий по рисованию, где бы ребёнок мог одновременно упражняться в рисовании круглых и овальных форм. Укажите возрастную группу.
Задание логопедам и дефектологам № 3: Придумайте 2-3 графических задания, где бы ребёнок мог одновременно упражняться в рисовании круглых и овальных форм.
Обучая детей способу изображения в рисунке предметов круглой и овальной формы, важно развивать разнонаправленные движения руки: слева направо и справа налево. Движения руки при рисовании круга слева направо и справа налево способствует выработке свободы, легкости движений, развивает руку ребёнка. Это очень полезно для последующего овладения более сложными изобразительными движениями и техническими навыками.
Примеры игровых заданий:
«Дым идёт из трубы»
«Клубки в корзинке»
«Капуста для заиньки»
«Две улитки»
Умение рисовать включает также отработку качества движения – свободу, легкость, ритмичность. Эти качества вырабатываются у детей при условии, что они овладевают произвольным изменением силы нажима, быстроты движения, размахом, изменением направления движений и пр.
В отдельных случаях показ воспитателем приема у доски оказывается недостаточным. Если ребенок после одного зрительного восприятия не сумеет выполнить показанное движение, можно прибегнуть к показу его рукой на отдельном листе бумаги, при этом ребенок воспринимает движение не только зрительно, но кинестетически (рукой).
Овладение детьми графических навыков требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.
Примеры игровых заданий:
• Рисование мокрой перчаткой на доске или кистью
• Рисование на песке
Важность затронутой темы состоит в том, что овладение графическими умениями и навыками способствует развитию волевых качеств личности. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться желаемого результата. Воспитанники приобретаю ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя уверенно при выполнении других разнообразных работ. Всё это способствует и решению коррекционных задач: развитию познавательных процессов, мелкой моторики рук, активизации и расширению словаря и многих других.