Лучший педагог года

Семинар-практикум для родителей «Учимся штриховать»

Наталья Политыко
Семинар-практикум для родителей «Учимся штриховать»

Цель: ознакомить с понятием штриховка и правилами ее выполнения.

Задачи

• Напомнить и обобщить задачи по развитию мелкой моторики руки дошкольника.

• Ознакомить с приемом «штриховка» : целью, выполнением и правилами.

• Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

• Просвещать родителей с целью повышения педагогической культуры.

Оборудование

Публикация «Семинар-практикум для родителей „Учимся штриховать“» размещена в разделах

Образцы детских работ и различных видов штриховки, магнитные полоски-заменители, рисунок совы, карточка с нарисованными геометрическими фигурами, сова — печатка.

Каждому родителю : счетные палочки, листочки в крупную клетку, простой карандаш, цветные карандаши, альбомный лист с рисунком для штрихования.

ЛОГОПЕД. Наши дети подросли и перешли в старшую логопедическую дошкольную группу. Начинается время активной подготовки к обучению в шко-ле. Раньше уже много говорилось о том, что такое мелкая моторика, о ее значении в развитии детей. Сегодня нужно познакомить вас с тем, что предстоит освоить детям в этом году и какими методами этого лучше добиться.

Давайте вспомним, какие задачи по развитию мелкой моторики решались на прошлых занятиях?

Ответы родителей.

В этом году задачи усложняются. Надо отметить, что дети уже сами пытаются завязать себе шапку, шарф, пояс на платье. У кого-то это получается очень хорошо, кто-то еще только учится и ему приходится помогать. Но постарайтесь не заглушить в ребенке эту самостоятельность, не обрывайте его словами «давай я лучше сама завяжу, у тебя не получится» или «некогда мне, давай я завяжу». Найдите время подождать, чтобы ребенок сделал это сам, а помощь предложите при неудаче.

В прошлом учебном году дети приносили домой работы, выполненные из крупы или веревочек. И в этом году они продолжат выкладывать узоры крупой и веревочками, что прекрасно развивает захват пальчиками и зрительно-двигательную координацию.

Также в этом году продолжится обучение складыванию из бумаги различных фигурок и созданию композиции. Вы все с интересом разглядывали работы детей по оригами. Для вновь прибывших поясню: оригами — японское искусство складывания бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуются мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер.

Показ образцов детских работ.

Еще раз необходимо напомнить о пользе раскрашивания и штриховки в одном направлении, т. е. не выходить за линию контура. Кроме того, следует убедить детей, что лучше закрашивать цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребенку приходится прилагать определенные усилия, разную силу нажима, и все это в свою очередь помогает развивать мелкую моторику, а значит, косвенно подготавливать его к обучению в школе. Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребенок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

В этом году начинается работа в тетрадях с клеткой. Но так как движения пальцев у детей еще недостаточно сформированы, необходимы тетради с крупной клеткой. В магазинах продаются самые различные варианты прописей. Но мне бы хотелось уточнить, по каким признакам вы их приобретаете?

Ответы родителей.

Хочу обратить ваше внимание на основной принцип обучения детей мелкой моторике «от простого к сложному» и познакомить с опытом автора методики ознакомления детей письму Е. Н. Потаповой. Она так раскрывает вопрос «Что такое письмо?» : «Письмо – это способ передать мысли, а красивое письмо – это еще и искусство, графика. Отсюда и такое понятие: писать картину, т. е. творить красоту. Из чего складывается красивое письмо? Наверно, из “сыпкого дождика” Паустовского, из стихотворений Пушкина и Васильева, из музыки Чайковского и Шопена, из картин Васнецова и Василевского. И детям тоже надо дать глоток этой живительной воды. Наблюдая с детьми природу и обращая внимание на ее красоту, я часто говорю: видите, как красиво вокруг, и то, что будет выходить из- под ваших рук, должно быть тоже красивым».

Метод Потаповой позволяет значительно снизить перегрузку и утомляемость детей при обучении работе с прописями. Основной принцип метода — игровые ситуации через ощущения с активным включением зрительного и слухового анализаторов, позволяющих сформировать не только понятие о букве и ее графическом начертании, но и развивающих синтетическое, логическое мышление, внутреннюю и внешнюю речь, память, творческие способности детей. Е. Н. Потапова обращает особое внимание на то, что нельзя сразу «бросаться» учить детей писать, непременно требуя, чтобы они делали так, как в «Прописях». Главное – заставить их полюбить сам процесс, зародить в их души понятие «красота» и научить применять его к своей работе. Однако одного умения видеть красивое недостаточно. Важно помочь ребенку, научить его созидать. По мне-нию автора, существуют две опорные точки в этом трудном деле. Основное — это развитие воображения и творческих способностей.

По мнению Е. Н. Потаповой, обучение письму условно можно разделить на три связанных между собой этапа:

1) развитие мускульной памяти;

2) развитие тактильной памяти;

3) закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв.

Рассмотрим подробнее работу со штриховкой, развивающей мускульную память. По утверждению В. А. Сухомлинского, истоки способностей и дарова-ний детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. И штриховка в этом деле — незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кисти рук, но и способствует развитию речи, логическому мышлению, общей культуры, творческих способностей.

Что необходимо для штриховки? Альбом, простой и цветные карандаши, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, альбомы для раскрашивания.

Правила работы запомнить несложно: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое рассто-яние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре.

В какой последовательности надо проводить работу по штриховке?

Вначале дети учатся обводить геометрические фигуры по трафарету и штриховать их параллельными отрезками, затем составляют из них различные композиции. Наши дети уже умеют пользоваться трафаретами.

(Показывает образцы детских работ.)

Когда дети хорошо усвоят простейшие варианты снизу вверх, сверху вниз и слева направо, надо переходить к более сложным. Штриховка бывает не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полу-овалами, петлями. (Показывает образцы детских работ.)

При первых выполнениях штриховки обязательно указывается ее направление. Для этого на предмете рисуется стрелочка. (Показывает образцы.)

Детям нравятся работы по штриховке. Овладев штриховкой отдельных предметов, дети начинают создавать различные композиции из нескольких предметов. Например, из прямоугольников и кругов получается грузовик. Он едет по дороге, вокруг которой растут елочки, полученные при помощи треугольников. А в лесу спрятался зайчик. (Использование овалов.) И вот уже получается сюжетная картинка. По ней мы с детьми составляем рассказ. Таким образом развиваются не только мелкая мускулатура пальцев и кисти руки, но и связная речь, логическое мышление и творчество, расширяется словарный запас.

Штрихуя цветными карандашами, дети закрепляют название цвета, умение красиво сочетать их, т. е. развивают свое эстетическое восприятие. В дальнейшем при штриховке можно использовать ручки с цветными пастами, альбомы для раскрашивания.

Таким образом, такое простое, казалось бы, упражнение, а сколько задач обучения и развития оно помогает решать. А самое главное, оно не вызывает у детей чувства «внутренней усталости», оно им очень нравится и не надоедает. Когда ваш ребенок придет в первый класс и начнет учиться писать в тетрадях, у него будет намного меньше проблем, чем у тех детей, которые часами сидели дома и прорисовывали закорючки в своих прописях, купленных для них родителями.

Составляя занятия по развитию мелкой моторики, не следует забывать и о развитии психических процессов: памяти, мышления, внимания и т. д. Для более точного представления о проводимой работе с детьми выполним одно из занятий, которое начнем с пальчиковой гимнастики «Домик».

Родители выполняют задание.

Какие ваши пальчики молодцы! А еще они любят играть с палочками. Мои пальчики сделают сейчас уголки.

На доске выкладываются уголки из полосок-заменителей.

А ваши пальчики смогут сделать такие же? Давайте проверим.

Выполнение упражнения из счетных палочек.

Что у вас получилось? Уголки можно нарисовать и в тетради. Но так как тетрадей сейчас у вас нет, пододвиньте к себе листочки в клетку и представьте, что это тетрадь вашего ребенка. Что вы видите?

Родители читают ответы.

Правильно, в тетради тоже нарисованы уголки. Проведите глазами от верхней точки к нижней, а потом от нижней к правой. Получился у вас уголок? Нарисуйте такие же уголки по точкам, какие уже нарисованы у вас в тетради. С заданием вы успешно справились.

Глаза наши тоже хотят поиграть.

Проводится упражнение для глаз «Стрельба».

На доске выставляется рисунок с изображением совы.

Дети знают, что при появлении совы нужно быть внимательным, смотреть на рисунок и запоминать. Так проводится зрительный диктант. Попробуйте запомнить фигуры, их размер и расположение и нарисовать точно такую же карточку.

А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Выставляет образец.) Нарисовано правильно? Значит, можно взять печатку и поставить рядом оттиск совы. Это обозначает, что с заданием вы справились. Одновре-менно дети учатся самостоятельно и правильно оценивать свою работу.

Теперь надо немного отдохнуть и расслабиться.

Физкультминутка «Строим дом» (импровизация движений в такт стихотворения)

Молотком и топором

Строим, строим новый дом.

В доме много этажей,

Много взрослых и детей.

Отдохнули? Теперь откройте альбомы и дорисуйте предметы, заштриховав их по образцу, не забывая правила: штрихи не должны выходить за контур, должны быть параллельны и выполняться на одинаковом расстоянии друг от друга.

В ходе выполнения задания педагог напоминает родителям, как правильно держать карандаш, об осанке, правильных расположении листа и захвате карандаша.

Затем все работы выставляются на доску и рассматриваются.

На этом занятие заканчивается.

Итак, сегодня вы наглядно увидели, как проводятся у нас упражнения, в ходе которых реализуются разные задачи воспитания и обучения.

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы по нетрадиционному рисованию Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования направленных на подготовку руки дошкольника к письму. Задачи: 1. Установить.

Планирование работы логопеда с родителями в подготовительной группе ДОУ Сентябрь (1-2 неделя) Форма работы:Анкетирование Тематика: «Мы и наши дети» Цели и задачи: - Сбор анамнестических данных; - Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для родителей «Учимся штриховать»
Опубликовано: 3 декабря 2014 в 20:48
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД