Анжелика Приходько
Семинар «Предметно-развивающая среда»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно – развивающая среда –
1 слайд
• «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова)
• в дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых»
2 слайд
Публикация «Семинар „Предметно-развивающая среда“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности.
3 слайд
Группа должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
Вариативность среды предполагает :
• наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность предполагает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
4 слайд
Функции предметно-пространственной среды
Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
5 слайд
Функция педагога
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку.
6 слайд
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
5. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
7 слайд
Предметно-развивающая среда в младшей и средней группе
Дети младшего возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
8 слайд
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
9 слайд
Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению
10, 11, 12, 13 слайд
Сюжетно-ролевая игра
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
14, 15, 16, 17 слайд
Уголок творчества
Творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественное творчество имеет неоценимое значение.
Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков. Здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка.
18, 19, 20, 21 слайд
Формирование элементарных математических представлений
Выполняет следующие задачи:
• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности
• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми
22, 23, 24, 25 слайд
Развитие речи
Включает в себя разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка
26, 27, 28, 29 слайд
Физкультурный уголок
Яркий, веселый, с нестандартным дизайнерским решением, оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповых комнат. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В коробках собран физкультурный инвентарь, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость.
30, 31, 32, 33 слайд
Книжный уголок
В нем собраны небольшие библиотеки: книги для чтения детям, иллюстрации к произведениям, тематические альбомы, речевой материал, речевые игры, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки-иллюстрации, творческие работы различных жанров.
34, 35, 36, 37 слайд
Природный уголок
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников, средством экологического, эстетического, нравственного, умственного воспитания и духовного развития детей. В нем подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, имеется необходимое оборудование.
42, 43, 44, 45 слайд
Уголок экспериментирования
Здесь расположена лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создана для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения, предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Экспериментальные занятия вызывают у детей неподдельный интерес, восхищение собственными открытиями, желание активно и грамотно познавать окружающее, при этом, не нанося вреда природе.
38, 39, 40, 41 слайд
Уголок краеведения
Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.
Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России
46, 47, 48, 49 слайд
Музыкальный уголок
Это полки для хранения музыкальных пособий, место для музицирования и настольных дидактических игр. Основное содержание центра представляют музыкальные пособия, музыкальные игрушки, игрушки-самоделки, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, аудиотехника.
50, 51, 52, 53 слайд
Уголок конструирования
Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. Занимаясь строительством у детей развиваются математические способности, приобретаются социальные навыки.
54, 55, 56, 57 слайд
Уголок Правила Дорожного Движения
Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни
58, 59, 60, 61 слайд
Театральный уголок
Здесь собрано необходимое оборудование для театрализованной деятельности и игр. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям.
62 слайд
Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта. Предметно - развивающая среда создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.
63 слайд
Спасибо за внимание