МААМ-картинки

Семинар с элементами тренинга для воспитателей «Азбука общения. Основы педагогического общения и конфликтологии»

Наталья Казанцева
Семинар с элементами тренинга для воспитателей «Азбука общения. Основы педагогического общения и конфликтологии»

Конфликт – противоречие, которое человеком воспринимается как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. Проблема может быть действительная или воображаемая.

Разные люди склонны считать конфликтом совершенно разные ситуации. Для одних это выяснение отношений, для других — «косой взгляд» партнера, а для третьего — драка и т. д. Поэтому и понятие «конфликтная ситуация» носит неустойчивый характер, зависящий от многих факторов.

Публикация «Семинар с элементами тренинга для воспитателей „Азбука общения, Основы педагогического общения и конфликтологии“» размещена в разделах

В настоящее время, в связи с возрастающим интересом к теме «конфликты», появляется все больше и больше книг, статей, посвященных проблеме причин возникновения, особенностей протекания и способов

выхода из конфликтных ситуаций. Но, к сожалению, общепринятой теории конфликтов, которая бы однозначно разъяснила природу их возникновения и влияния на развитие общества, не существует. Как,

впрочем, не существует и единой классификации.

Специалисты выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

1. Возникновение конфликта (появление противоречия).

2. Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.

3. Конфликтное поведение.

4. Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

Конфликт «педагог—родитель», как правило, предполагает протекание его по типу «начальник—подчиненный», что и обусловливает поведение учителя или воспитателя как обвинительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны взаимодействия, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников школы или детского сада. Кроме того, подобное поведение педагога может вызвать агрессивную вспышку даже у миролюбивого родителя. Поэтому, чтобы избежать углубления и расширения конфликтной ситуации нужно осознавать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия

«на равных».

Специалисты выделили пять способов выхода из конфликтной ситуации:

1.Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания

только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера. Стиль конкуренции, соперничества может использовать педагог, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с учащимися и стремящийся в первую очередь удовлетворить сособственные интересы. Его можно использовать, если:

2. Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к

своим интересам, так и к интересам партнера.

3. Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной. суть которого заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это не выполнимо. При использование этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: «Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».

4. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.

5. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. Однако зачастую педагоги, общаясь с родителями, сталкиваются со сложными ситуациями.

Японцы подходят к развитию компетенций как к возделыванию сада. В нём растут только те растения, которые были посажены, выращены и «подстрижены» самим садовником. Поэтому для японцев саморазвитие начинается с компетенции «Знание себя».

И первым шагом на пути развития этой компетенции стоит умение слушать. Умение слушать себя, других людей, воспринимать обратную связь и выделять то важное и ценное в сообщении, которое и ведёт к познанию себя.

«Слушать» и «слышать» - два близких, но по сути разных умения.

Умение слушать - в первую очередь умение слушать так, чтобы Ваш собеседник хотел Вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием, а умение слышать - это умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного.

Есть мнение, что мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали.

Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слушателей:

1. Симулянт — делает вид, что слушает, но думает о своем.

2. Зависимый слушатель — старается произвести впечатление внимательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слушания, теряя при этом нить повествования.

3. Перебивала — перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать.

4. Слушатель, погруженный в себя, — теряет нить разговора, не обращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение.

5. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, — слушает только то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону.

Наряду с данной классификацией существуют и другие. Так, например, Н. В. Казаринова (2001) предлагает иную типологию «плохих» слушателей:

1. «Псевдослушатель» — делает вид, что слушает, кивает головой, говорит «Угу.», но думает о своем.

2. «Самовлюбленный» слушатель — хочет, чтобы слушали только его.

3. Слушатель-«сочинитель» — не дослушивает до конца, а составляет свою версию окончания рассказа.

4. Слушатель-«пчела» — слушает только то, что интересно, все остальное пропускает.

5. Слушатель-«жало» — ждет, когда собеседник допустит ошибку, чтобы затем говорить только об этом.

С «самовлюбленным» слушателем поможет техника резюмирования, показывающая партнеру, что его слышат, и позволяющая перейти на следующий этап переговоров.

Зная, что перед ним — слушатель-«сочинитель», педагогу лучше уже в самом начале встречи регламентировать ситуацию. Например, для этого можно предупредить, что сначала родители услышат информацию учителя, и лишь после этого предстоит обсуждение. Если при этом педагог добавит, что впереди их ждет напряженная работа, большинство родителей будет останавливать «сочинителя» даже без просьбы педагога.

Если же в аудитории появится слушатель-«жало», педагогу в случае, если он действительно оказался не прав, лучше признать свою ошибку. Если же он не согласен с претензиями собеседника, желательно не вступать с ним в спор тут же (сбивая план мероприятия или беседы, а пригласить его для продолжения дискуссии в другой день или час.

Таким образом, в общении с родителями, какой бы роли они ни придерживались, необходимо показать ваше уважение к ним, при возможности — подстроиться, но продолжать основную линию поведения, выбранную для проведения конкретного мероприятия. Владея информацией о ролях слушателей, педагог, общаясь с родителями, может, определив ту или иную роль, которой придерживается мама или папа, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию. Так, имея дело со «слушателем-интеллектуалом», желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося. Общаясь с «псевдослушателями», придется время от времени задавать ему открытые (требующие развернутого ответа) вопросы.

Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, педагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффективным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, перефразирование, резюмирование.

Во-первых, важна собственная настройка "слушающего". Иными словами, ему должно быть по-настоящему интересно все то. что ему говорит собеседник. Без личного, искреннего интереса "затевать процесс слушания" бессмысленно, поскольку обман чувствуется мгновенно.

Задача активного слушания именно услышать, т. е. максимально правильно понять собеседника.

Во вторых- любая беседа - это активный и главное взаимный процесс, проходящий как правило (в нормальном, естественном своем проявлении) в диалоговом режиме. Поэтому активное слушание включает в себя еще и реакцию на речь собеседника, просто кивания часто бывает недостаточно.

Активное слушание — способ ведения беседы в личных или деловых отношениях, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает, в первую очередь чувства говорящего.

Активно слушать собеседника — означает:

1. Дать понять собеседнику о том, что вы услышали из того, что он вам рассказа,.;

2. Сообщать партнеру о его чувствах и переживаниях, связанных с рассказом.

Результаты применения активного слушания:

•Собеседник начинает относиться к вам с большим доверием.

•Партнер по общению рассказывает вам гораздо больше, чем стал бы рассказывать в обычной ситуации.

•Вы получаете возможность понять собеседника и его чувства.

•Если партнер по общению чем-то взволнован или рассержен, то активное слушание помогает безболезненно «выпустить пар».

Правила эффективного общения с родителями

1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

2. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

4. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно, поиск и утверждение своих положительных качеств.

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё" имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).(Анализ выполненного упражнения)

Публикации по теме:

«Наш хрупкий мир». Экологическое воспитание дошкольников Здравствуйте дорогие коллеги. В нашем замечательном городе Владимире проходил форум молодых педагогов "Моя инициатива в образовании" для.

Презентация проекта «Мое имя» Продолжительность проекта: 3 недели. Тип проекта: индивидуальный мини проект. Участники проекта: Даниил Курысь и Данила Колесников. Возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар с элементами тренинга для воспитателей «Азбука общения. Основы педагогического общения и конфликтологии»
Опубликовано: 20 марта 2014 в 07:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД