Папки-передвижки

Семинар-тренинг «Психологическое здоровье педагога — залог психологического здоровья воспитанников»

анна истратова
Семинар-тренинг «Психологическое здоровье педагога — залог психологического здоровья воспитанников»

Цели:

- ознакомить педагогов с понятием

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»,

«СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»;

- Способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования

- Содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния

- Гармонизация отношений внутри коллектива, создание позитивного настроения, формирование атмосферы взаимной поддержки и доверия.

Задачи:

Сегодня мы с вами:

- познакомимся с таким явлением, как профессиональное выгорание;

Публикация «Семинар-тренинг „Психологическое здоровье педагога — залог психологического здоровья воспитанников“» размещена в разделах

- узнаем симптомы его проявления;

- разберемся в себе, и постараемся понять, насколько велик наш запас прочности в отношении стрессовых факторов;

- найдем способы противостоять этим факторам;

- представим примеры упражнений по повышению эмоционального тонуса.

Слово психолога:

Характеристика психологически здорового педагога

Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее.

Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». Обладает чувством юмора, может посмеяться над собой и всегда уверен, что: ВСЁ БУДЕТ ЗДОРОВО!

- А теперь представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов. В психологии такое эмоциональное “выключение” человека получило название “синдром эмоционального выгорания”.

Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных, поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля.

Типы личности, которым угрожает СЭВ:

«ПЕДАНТИЧНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе)

«ЭМОТИВНЫЙ» ТИП ЛИЧНОСТИ,

состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

«ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ, стремящийся быть первым во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы.

Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления:

Проявления СЭВ в физическом плане:

• Повышенная утомляемость

• Хроническая усталость

• Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

• Тошнота, головокружение

• Головные боли, гипертензия

• Изменения аппетита (отсутствие/ «переедание»)

• Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

• Обострение хронических болезней

Эмоциональные симптомы проявления СЭВ

• Безразличие и усталость

• Агрессивность, повышенная раздражительность

• Тревога, беспокойство, чувство вины

• Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни

• Нервные рыдания, истерики, душевные страдания

• Постоянное чувство неудачи, ощущение придирок со стороны других, переживание несправедливости

• Подавленное настроение, утрата чувства юмора

Поведенческие симптомы проявления СЭВ

• Нежелание выходить на работу

• Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть

• Откладывание дел «на потом», нежелание заполнять документацию;

• Уединение, нежелание видеть коллег и детей

• Импульсивное эмоциональное поведение

Интеллектуальное состояние при СЭВ

• Мысли о смене профессии, уходе с работы.

• Сомнения в полезности работы

• Предпочтение в работе отдается стандартным шаблонам, нежели творческому подходу

• Безразличие к новшествам, нововведениям

• Малое участие или отказ от участия в семинарах, мероприятиях

• Формальное выполнение работы

Социальные симптомы проявления СЭВ

• Падение интереса к развлечениям, увлечениям, потеря вкуса к жизни

• Ухудшение отношения к коллегам

• Озабоченность собственными проблемами

• Ощущение изоляции, непонимания других и другими

• Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?

ПРАКТИКУМ

Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое может возникать в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только самого педагога, но и учащихся. Все мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса.

Предлагаю Вам в течение 3 минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций.

Оказывается, каждый из нас прекрасно знает, каким образом снимать стрессовое состояние, как жить полной жизнью и “не сгореть” на работе. Поэтому давайте обобщим все вышесказанное:

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА

• Главный секрет – улыбка, смех, юмор! Начните свой день со смеха и улыбки. Проснувшись, покривляйтесь и похихикайте перед зеркалом. Улыбнитесь своему отражению, близким и новому дню. (техника «Полуулыбка» (Мона Лиза)

• Действуйте!

• Наведите порядок дома или на рабочем месте (Создайте из хаоса порядок. Организуйте Ваш дом и рабочее место так, чтобы Вы всегда могли найти вещи, которые ищите. Поместите их туда, где они должны быть, и не надо будет разыскивать в панике нужную Вам вещь и подвергаться стрессу.);

• Устройте прогулку по городу пешком

• Пройдитесь по магазинам

• Побейте мяч или подушку.

• Отвлекайтесь! Много пользы приносит прогулка на природе, на свежем воздухе. Чаще общайтесь с природой, с животными.

• Сделайте что-нибудь лучшее для вашего внешнего вида. Если Вы будете выглядеть лучше, это заставит Вас и чувствовать лучше. Модная прическа, новый костюм могут придать Вам жизненного тонуса, в котором Вы нуждаетесь.

• Уходя с работы, оставьте и мысли о ней на завтра.

• Не забывайте, что массаж, баня, сауна – прекрасные средства для расслабления и отдыха

• Творите! Любая творческая деятельность может исцелять от переживаний: Рисуйте, Пойте, Шейте, Лепите, Конструируйте, Готовьте новые блюда и т. д.

• Движение, танцы, музыка – это ЖИЗНЬ!

• К естественным способам регуляции организма относится также вкусная и полезная еда, фрукты и фруктовые соки.

РЕЛАКСАЦИЯ (АУТОТРЕНИНГ)

• Глубоко и медленно дышите. Когда люди испытывают стресс, они дышат поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов.

• Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.

Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способы, связанные с использованием образов

Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку.

• Поддерживайте хорошую физическую форму

• Правильный отдых – залог хорошей работоспособности!

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ.

Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.

– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:

• зрительные образы, события (что вы видите: облака, цветы, лес);можно представить как вещь, которая вас беспокоит, изменяет свой цвет, будучи чёрной, окрашиваясь в белый цвет. (Замена отрицательной эмоции на положительную) После этого, уменьшите эту проблему насколько возможно и удалите от себя на большое расстояние.

• слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);

• ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники

Спутник стресса – это мышечный зажим.

Упражнение

Встаньте прямо, руки свободно висят вдоль туловища.

Представьте, что к вашему темени прикреплена ниточка, за которую вас не сильно, но уверенно тянут вверх.

Позвольте голове последовать за направлением силы натяжения. Понемногу вытягивайте шею.

Затем начинайте вытягивать позвоночник.

Когда почувствуете, что позвоночник выпрямился, встаньте на цыпочки.

Упражнение «Гора с плеч»

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины. Важно контролировать осанку и чувство уверенности в себе.

• Необходимое время: 3 сек.

Ведущий: Упражнение выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

Еще есть метод Хасая Алиева «Ключ», упражнения, которые займут всего 20 мин вашего времени…

1) «Расхождение рук»

2) «Схождение рук»

3) «Левитация рук/полет»

4) «Автоколебания тела»

5) «Движения головой»

Тест «Вы умеете быть счастливыми?»

У каждого есть в жизни моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может. И все же тайно завидуешь людям, которые — по крайней мере внешне — всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски. А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым? Может быть, ответить на этот вопрос вам поможет наш тест.

На каждый вопрос выберите один из трех ответов.

1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли Вы к выводу, что

а) все было скорее плохо, чем хорошо,

б) было скорее хорошо, чем плохо,

в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно

а) недовольны собой,

б) считаете, что день мог бы пройти лучше,

в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в зеркало, думаете

а) "О, боже, время беспощадно!"

б) "А что, совсем еще неплохо!",

в) "Все прекрасно!".

4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете

а) "Ну мне-то никогда не повезет!",

б) "А, черт! Почему же не я?",

в) "Однажды так повезет и мне!".

5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происшествии, говорите себе:

а) "Вот так однажды будет и со мной!",

б) "К счастью, меня эта беда миновала!",

в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!".

6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего

а) ни о чем не хочется думать,

б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит,

в) довольны, что начался новый день, и могут быть новые сюрпризы.

7. Думаете о ваших приятелях:

а) они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы,

б) конечно, и у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы,

в) замечательные люди!

8. Сравнивая себя с другими, находите, что

а) "Меня недооценивают",

б) "Я не хуже остальных",

в) "Гожусь в лидеры, и это, пожалуй, признают все!"

9. Если ваш вес увеличился на четыре-пять килограммов

а) впадаете в панику,

б) считаете, что в этом нет ничего особенного,

в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физическими упражнениями,

10. Если вы угнетены

а) клянете судьбу,

б) знаете, что плохое настроение пройдет,

в) стараетесь развлечься.

Каждый ответ а) — 0 очков, б)—1 очко, а в) — 2 очка.

17—20 очков, Вы до того счастливый человек, что прямо не верится, что это возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек Вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но. Не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредит?

13—16 очков, наверное, Вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво их оцениваете "Окружающим с вами удобно.

8—12 очков, счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой «50 х 50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.

0—7 очков Вы привыкли на все смотреть сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Хорошо бы чем-то увлечься, найти «хобби».

Вы проанализировали свой "уровень счастья".

Стать более счастливыми помогает всем нам ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ!

МЫСЛЬ – это то, чем человек может свободно управлять!

Позитивное мышление – это ваше психическое отношение к жизни, самому себе, происходящим событиям и событиям, которые только должны произойти. Это ваши хорошие мысли, слова и образы, являющиеся источником успеха в жизни.

Позитивное мышление - это ожидание счастья, радости, здоровья, успешного завершения любой ситуации и принимаемых решений.

В позитивном мышлении существуют три основных направления

• Позитивный настрой

• Аффирмации (это позитивные утверждения, которые произносятся с целью настроить разум на принятие нового, изменений в жизни)

• Собственно позитивное мышление.

Позитивный настрой.

Представьте себе плохо настроенный музыкальный инструмент. Вам нравится его звучание? А теперь представьте, что этот инструмент настроили. Какие прекрасные звуки он станет издавать! Какое удовольствие получат окружающие! Так и человек. Настроился с утра позитивно, и день прошел ЗДОРОВО! Все получилось! Окружающие тоже довольны, и получают позитив от общения с ним! А теперь вспомните себя… Настроение с утра частенько неважное, можно сказать, паршивенькое, спать хочется, на работу идти не хочется, к зеркалу подходим – ….

И другая ситуация: еще не вставая с постели, настроили себя на позитивный лад, сказали себе: «День замечательный! Я – красавица! У меня все получится!», и у вас действительно все получится!

Ключевые фразы (Аффирмации) позитивного настроя:

«Я смогу»,

«Я достоин»,

«У меня получится»

«Я сделаю»

ПРАКТИКУМ

Позитивное мышление – умение правильно смотреть на мир. Умение перестроиться с «-» на «+».

Для того, чтобы понять принцип действия позитивного мышления сейчас я предлагаю Вам разделиться на 2 группы: 1 группа- оптимисты, 2 группа- пессимисты. Вам будет дана фраза, а вы должны продолжить её: 1-отимистично, 2-пессимистично. Например: закончить фразу: «Сегодня на улице идёт дождь, значит…»

Говорить будем по очереди: оптимист, затем пессимист. Окончание первой фразы будет служить началом следующей фразы и т. д.

- Вы видите, что одну и ту же ситуацию можно видеть позитивно, а можно – негативно. Поэтому всё зависит от того, как вы смотрите на ситуацию.

ПОМНИТЕ: Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

И еще несколько советов для тех, кто хочет научиться мыслить позитивно:

1. Никогда не позволяйте себе зацикливаться на мыслях:

Жизнь тяжела.

Я никогда не буду счастлив.

В моей жизни нет ничего хорошего

Меня никто не понимает.

2. Снижайте значимость событий!

3. Не стоит себя накручивать и драматизировать! Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено!

4. Избавляйтесь от тревоги, научитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители, как погоду. Ведь на дождь и ветер обижаться глупо.

5. Выражайте эмоции без вреда для окружающих. Не забывайте, что можно инфицировать коллег своим внутренним состоянием.

6. Ограничьте свои контакты с негативными, вечно ноющими и жалующимися на жизнь людьми. Общаясь с такими людьми необходимо научиться создавать отстраненную позицию. Слушать, но эмоционально не включаться, не принимать все близко к сердцу.

7. Будьте открыты для общения! Старайтесь чаще общаться с веселыми, жизнерадостными людьми. Они всегда поддержат вас и просто повысят настроение.

8. Прощайте и забывайте обиды. Примите тот факт, что люди вокруг Вас и мир, в котором мы живем не совершенны. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут.

9. ХВАЛИТЕ СЕБЯ! Известно, что «слово может убить, слово может и спасти».

В случае даже незначительных успехов хвалите себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Устраните из Вашей жизни самоуничтожающие фразы типа: я слишком стар для этого», «я слишком полный для этого».

10. Каждый раз перед сном прокручивайте в своей памяти все приятные события дня. Радуйтесь каждому прожитому мгновению, благодарите за него судьбу. Так вы постепенно будете учиться мыслить позитивно.

11. Когда у вас хорошее настроение, не забудьте поделиться им с окружающими.

12. Смейтесь, когда вам смешно. Даже если вы смеетесь над собой. Это полезно.

13. Старайтесь чаще улыбаться. Это поможет вам наладить общение с окружающими. Кроме того, улыбчивый человек выглядит более привлекательным.

14. Старайтесь видеть позитивное даже в негативном. Извлекайте уроки из неприятных ситуаций.

И напоследок…

Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы усталости.

Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!

Выводы

• Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.

• Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.

• Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего психологического здоровья.

Упражнение «Дружественная ладошка».

Мне очень хочется, чтобы о нашей сегодняшней встрече осталась память. Пусть это будет дружеская ладошка. Для этого выполним упражнение, которое так и называется.

Участникам раздаются листки бумаги.

Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.

Выполнение задания участниками.

- Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть и помогают в какой-то сложный момент.

- Спасибо за внимание! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого.

Не надейся на Бога

И не верь чудесам,

Есть одна лишь подмога:

Помоги себе сам

Будьте здоровы! Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение — принять то, что я не могу изменить, и ум — отличать одно от другого».

Публикации по теме:

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста «Психологическое здоровье дошкольника». Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах.

Эмоциональное благополучие — залог здоровья воспитанников КРУГЛЫЙ СТОЛ «Эмоциональное благополучие - залог здоровья воспитанников» Цель: разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка.

Психологический тренинг для родителей «Психологическое и физическое здоровье мамы» совместно с инструктором по физкультуреПсихологический тренинг для родителей «Психологическое и физическое здоровье мамы» совместно с инструктором по физкультуре Субъект: мамы воспитанников. Цели тренинга: формирование позитивных взаимоотношений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование.

План и анализ работы педагога-психолога «Месячник психологического здоровья обучающихся» Утверждаю и. о. директора МБОУ «Тумульская основная общеобразовательная школа» ___/Ипполитова С. А. / «15» октября 2018 г..

Профессиональный рост педагога «Психодрама и ролевой тренинг в работе педагога» Профессиональный рост педагога Тема курсов повышения квалификации, наименование учреждения Количество часов Год прохождения повышения,.

Психологическое здоровье Поддержание, сохранение и коррекция психологического здоровья детей и подростков — одна важнейших задач детских учебных и воспитательных.

Консультация «Психологическое здоровье дошкольника» Психологическое здоровье - оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. А так же это.

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Приветствие: 1. Уважаемые родители, давайте поприветствуем друг друга не обычным способом. (Ладошками, лбами, коленями, плечами спинами).

Семинар для педагогов «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» Цель семинара-практикума: систематизировать знания педагогов о психологическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны здоровья.

Тренинг для педагогов «Психологическое кафе» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение Детский сад «Золушка» Тренинг для педагогов «Психологическое кафе» Подготовила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-тренинг «Психологическое здоровье педагога — залог психологического здоровья воспитанников»
Опубликовано: 7 мая 2019 в 16:52
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД