Елена Левина
Семинар-тренинг «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар- тренинг
«Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи»
Подготовила: зам. зав. по ВМР Е. А. Левина
Цель:
Активизация педагогов в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи
Задачи:
Уточнить и систематизировать знания педагогов в вопросах взаимодействия с родителями, формировать умение дифференцированно подходить к организации работы с родителями, развивать коммуникативную компетентность педагога в общении с родителями, стимулировать творческую профессиональную активность педагогов по решению данной проблемы и внедрению полученных знаний на практике.
Публикация «Семинар-тренинг „Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
План:
1. Введение в проблему
2. Практические задания, игровые упражнения
3. Рефлексия
Ход семинара- тренинга.
1. Введение в проблему «Актуальность вопросов взаимодействия д\с и семьи»
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия д\с и семьи.
Вопросы к педагогам:
1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по организации взаимодействия с родителями?
2. Какие формы работы с родителями вы знаете, перечислите?
Педагоги ДОУ располагают потенциальными возможностями помочь родителям в воспитании детей. Общение педагога с родителями воспитанников обладает рядом преимуществ: непосредственностью контактов, возможностью оказывать конкретную адресную помощь, наличием «обратной связи» между ними. Поэтому в данном случае имеет смысл говорить о компетентности педагога в организации общения с родителями.
2. Д\и «Перемены»
(Встать в общий круг, и меняться местами в зависимости от задания (У кого на руке есть часы, у кого обувь черного цвета, у кого двое детей, у кого короткая стрижка)
Вывод: Все мы разные. Но всегда можно найти то, что нас объединяет. Эту игру можно использовать с коллективом родителей для знакомства и установления положительных взаимоотношений в коллективе родителей) .
***
Общение – сложный процесс установления контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку общей тактики и стратегии, восприятие и понимание партнерами друг друга.
Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз.) Кстати, одной из более информативных частей лица являются глаза.
Упражнение «Невербальный диалог»(в парах)
Цель: Осознание собственной манеры невербального выражения эмоциональных реакций по поводу различных ситуаций
Правила: Позитивное общение, соблюдать этикет общения.
1-Воспитатель
2-Родитель
Воспитатель: Вы опаздываете на завтрак, поторопитесь
Родитель: Извините, мы вынуждены были задержаться
Воспитатель: Могли бы Вы выполнить маленькую просьбу – постирать фартуки для дежурства детей по столовой?
Родитель: Сейчас я очень загружена на работе, но через пару дней смогу.
Разбить участников на 2 команды.
***
Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно выбрать её тональность, соответствующую тактике общения.
Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке «живут» три Я.
Позиция «Я» в роди «ДИТЯТИ»-подчеркивание особой чувствительности, ранимости, зависимости, подчиненности
Позиция «Я» в роли «РОДИТЕЛЯ» - стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя.
Позиция «Я» в роди «ВЗРОСЛОГО» - подчеркивание сдержанности, понимания интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению.
Педагогу, вступающему в контакт с родителями, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция «взрослого» является наиболее диалогичной.
Задание «Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями?»
Цель: Развивать умение «вчувствоваться» в смысл словесного обращения к собеседнику.
Задача: Проранжировать фразы к воображаемой беседе с родителями
Правила для ранжирования: Фразы для начала беседы выбираются такие, в которых: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; у инициатора беседы отсутствует неуверенность в себе; исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться, подыскивая контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода»
Последовательность выполнения
1. Найти в предложенном перечне 4 «неудачные фразы», которые не следует употреблять
2. Найти «нежелательные фразы» и смысловые пары к ним («желательные»)
Варианты фраз
1. Извините, если я помешала…
2. Вероятно, вы об этом еще не слышали…
3. Вам будет интересно узнать…
4. А у меня на этот счет другое мнение…
5. Мне представляется интересным то, что…
6. Давайте с вами быстро обсудим…
7. Как Вы знаете…
8. Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать …
9. Вы, конечно, об этом еще не знаете…
10. Вы, наверное, об этом слышали…
***
Для успешного общения с родителями важно правильно выбрать тему встречи. Содержание должно определяться актуальностью выбранного содержания.
Игра «Какая тематика встреч актуальна для родителей?»
Цель: Развитие умения определять проблемы, наиболее типичные для родителей, и в соответствии с этим формулировать тему встречи с родителями.
Задача: по высказываниям родителей сформулировать актуальные, с точки зрения необходимой родителям помощи, темы встреч.
Ход игры: Познакомиться с высказываниями родителей по поводу затруднений, связанных с семейным воспитанием. Определить тематику встреч, выбрать форму проведения встреч, определить категория семей, приглашаемых на встречу, определить ответственных.
Высказывания родителей дошкольников младших и средних групп:
• Так много дома разных игрушек, но ребенок с ними почему- то не играет
• Старший обижает младшего. Младший постоянно ябедничает на старшего. Замучились с ними!
Высказывания родителей дошкольников старших групп:
• По- моему, перед школой у всех одни и те же трудности – чтобы хорошо считала, писала, читала. Разве не так?
• Очень неаккуратный и небрежный, порвал все книги в доме.
* * *
Важно заранее настроить себя на общение, снять волнение, напряжение.
Текст как способ аутогенной тренировки.
Я в хорошем настроении, у меня много педагогических планов. Тема встречи интересна родителям, они ждут её. К этой встрече у меня подобран интересный материал. Я спокойна, уверена, я чувствую себя раскованно, я хорошо подготовилась к встрече. Я хорошо владею собой. Настроение мое бодрое. Хорошее. Родители моих воспитанников понимают меня и уважают. Мне приятно общаться с родителями.
***
Опытные педагоги знают, как важно подготовиться к предстоящей встрече с родителями.
Игровое упражнение: «Постройтесь в логической последовательности» (по 3 человека от команды)
Задача: Определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.
• Составляется тематика и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях
• Определяются ответственные за подготовку и проведение встреч
• С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч
• Продумывается структура и содержание очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
• Обеспечиваются заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
• Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи (устный опрос, анкетирование)
Таким образом, еще раз хочется напомнить, что компетентность педагога при общении с родителями заключается в том, что он способен спланировать и построить процесс общения, использовать разнообразные формы взаимодействия, методы и приемы активизации родителей, найти взаимоотношения с каждым родителем.
3. Рефлексия. Анкета «Мое отношение к семинару- тренингу»
Анкета «Мое отношение к семинару-тренингу»
1. Я считаю семинар- тренинг удачной формой развития моей профессиональной компетентности?
-да. Почему?___
___
-нет. Почему?___
___
- не знаю
2. Вы считаете, что материал семинара для Вас:
- актуален, интересен, может быть использован в практической работе;
-не актуален. Почему?___
___
-другое___
4. Материалы семинара будут мной использоваться в организации работы с родителями:
- да. Почему?___
-нет. Почему?___
- сомневаюсь.
5. Что Вам больше всего запомнилось на семинаре- тренинге
___