Венера Маликова
Семинар-практикум «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара-практикума для
воспитателей
Тема: «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребенка.»
Цель: расширить представление воспитателей об основных типах интеллектуальных игр :
-выявить предназначение воспитателя в проведении интеллектуальных игр; -классифицировать интеллектуальные игры и обозначить проблему подбора
Публикация «Семинар-практикум „Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребенка“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
и составления вопросов для викторины; -создать благоприятные условия для проведения викторины
Форма проведения: в форме викторины «Морские знатоки»
План семинара
1) Актуальность темы.
2) Разминка
3) Что такое интеллектуальная игра (классификация).
4) Интеллектуальные игры в детском саде.
5) Викторина "Морские знатоки"
6) Решение семинара.
Ход семинара
-Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на семинар практикум по теме : «Интеллектуальные игры как средство развития творческих способностей у ребенка».
Одним из средств развития творческих способностей у ребенка являются интеллектуальные игры.
Что такое интеллектуальная игра?
Интеллектуальная игра - это такая игра, где успех достигается за счет мыслительных способностей человека, ребенка, т. е. его ума. Интеллектуальная игра обладает такой же структурой, как и другие деятельности, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.
Цели проведения интеллектуальных игр многообразйы : образовательные, развивающие, воспитательные. Во-первых, это закрепление и обогащение знаний детей по той или иной теме. Во- вторых, активизация словаря. В-третьих, развитие логического мьйпления, памяти, внимания, воображения, фантазии. В-четвертых, воспитание доброжелательности, умения работать в коллективе.
Контроль и учет знаний в игровой форме повышает у детей интерес к знанию.
А теперь рассмотрим основные типы интеллектуальных игр.
Все интеллектуальные игры делятся на два блока - викторины и стратегии.
Викторины - эта форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные.
Тестовые викторины - здесь участники отвечают на вопрос и получают оценку (фишку, очки, похвалу). Получается самый настоящий тест. Такие игры можно увидеть по телевизору - «О, счастливчик!», «Что, где, когда?».
Сюжетные викторины - более интересные. Например, придумывают игровой сюжет (инопланетяне, Красная шапочка). Дети становятся Красной шапочкой, Волком. Включается воображение, применяются элементы театрализации.
Игра приобретает эмоциональный характер. Примерами могут быть такие телевизионные передачи, как «Почемучка», «Колесо истории».
Стратегии - форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху.
В боевой стратегии - путь к успеху лежит через правильное планирование уничтожения противника (шахматы, шашки).
В экономической - через действия приобретения и продажи (менеджер, продавец).
•с.
В ролевой стратегии - через наилучшее достижение целей, определяемых заданий игроку ролью. (Игра «Яхта»).
Ролевая стратегия развивается по сценарному и импровизированному направлениям.
В сценарной стратегии импровизация допускается в строгом соответствии с развитием игры.
Импровизационная стратегия - намечает общие положения и дает первоначальный толчок событиям, где сами дети выбирают тему импровизации.
Интеллектуальная игра редко обходится без вопросов, а викторина без них не существует. Поэтому подбирать и составлять вопросы - важный фактор деятельности для воспитателя.
Рассмотрим характеристику вопросов для интеллектуальных игр.
Вопросы делятся на продуктивные, условно допустимые, недопустимые.
Продуктивные вопросы. К ним относятся:
- Вопросы на сообразительность, которые позволяют создать интригу, приковывают внимание. Эти вопросы строятся на базовом уровне знаний человека, но несколько зашифровываются, чтобы игрок проявил в полной мере мыслительные способности.
- «Ответ в вопросе» - где ответ содержится в самом вопросе.
- «Вопросы на логическое и ассоциативное мышление» - эти вопросы очень интересны игрокам, потому, что создают необходимость выстраивать цепочку рассуждений. Эти вопросы задачи.
Условно допустимые - вопросы лекции, вопросы перечисления.
Недопустимые - вопросы розыгрыши, неэтичные вопросы.
Поэтому необходимо развивать творчество, воображение и креативность. Что же означает понятие творчество.
Творчество - форма активности и самостоятельной деятельности, приводящая к созданию чего-то нового.
Насколько успешно решится проблемная ситуация зависит от способности нестандартного и быстрого использования имеющейся информации - эту способность психологи назвали креативностью.
Воображение - создание новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Альберт Эйнштейн считал, что воображение важнее знания, потому что знания ограничены, а воображение же охватывает все на свете. Педагоги должны уделять внимание на развитие воображения.
Поэтому, перед взрослыми направляющим интеллектуальное развитие дошкольников стоят следующие задачи: создание условий для накопления детьми представлений об окружающем мире, развитие умственных способностей, любознательности, творчества, познавательного интереса с учетом возрастных возможностей.
И, главное, не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения, сделать процесс познания интересным, а итог результативным!
Интеллектуальные игры в детском саду
В нашем детском саду большое внимание уделяется интеллектуальным играм. В каждом возрасте есть свои особенности и им соответствуют творческие игры. Из всего разнообразия интеллектуальных игрв дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические, словесные, ролевые и развивающие игры.
В 1 младшей группе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики. Игры, в которые играют дети первой младшей группы: «Рыбак», «Закрой окошки», «Цветы». Также дети собирают пирамидки, разрезные картинки, мозаики. Играют в шнуровки, застежки.
Дети младшего возраста осваивают простейшие связи и зависимость между объектами. Так, они раскладывают (группируют) предметы по признакам цвета, затем эти же предметы по форме, по форме и размеру одновременно и т. д. восприятию и оценке при этом подлежат изменения в количестве получаемых групп, количество предметов в играх. Обобщение и сравнение осуществляется в ходе решения простейших логических задач. Игры «найди такой же», «Отдели столько же», «Найди одинаковые», «Чем отличается», «Найти пропущенный предмет», «Сложи узор», «Что изменилось».
Дети средней группы познают свойства объектов: цвет, форму, размер, расположенность в пространстве, знаки и символы их обозначающие, группируют и классифицируют предметы по нескольким свойствам. Дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам, находить сходства и отличия. Они выявляют зависимость между предметами по количеству, расположению и другим признакам. Освоение этого довольно сложного, но способствующего развитию мышления содержания осуществляется при решении наглядно представленных логических задач и словесных. Используются игры : «Сложи узор», «Разноцветные игрушки», «Волшебные фигуры», «Найди лишнее».
В старшем дошкольном возрасте (старшие и подготовительные группы) основное внимание уделяется развитию у детей умений самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать. Интеллектуальные игры способствуют развитию у детей внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, личностной независимости, ориентироваться в пространстве. В этом возрасте широко используются математические игры «Танграмм», «Шашки», «Шахматы», игры путешествия.
Разминка для воспитателей. Игра «Школа разведчиков»
Цель - быть внимательным, обладать хорошими знаниями. Воспитатель читает стихи, а участники семинара находят в них ошибки, если есть. За правильный ответ воспитатель получает фишку (очко).
- Нацепив на ноги ласты, Под водой плывут гимнасты. (Аквалангисты).
Хорошо в футбол играем, Шайбы часто забиваем. (Не шайбы, а мячи).
У сосны иголки Короче, чем у елки. (Иголки у сосны длиннее).
Из гречневой крупы Кирилл
Кашу манную варил.
(Не из гречневой, а из манной)
- Воют волками метели В зимнем месяце апреле. (Апрель-не зимний месяц).
Д ля того, кто нездоров, Вызываем докторов
Рыбкам маленький сачок Сплел умелец-паучок. (Не рыбкам, а мухам).
А теперь мы проведем интеллектуальную игру-викторину с молодыми специалистами. Тема викторины «Морские знатоки».
Приглашаются команды для приветствия.
I команда: Мы веселые дельфины,
Мы желаем вам побед. Будем с вами мы играть И смекалку проявлять.
II команда: Мы крутые осьминожки
Тоже шлем вам наш привет. Знаем, знаем не бывает Очень простейших побед.
Игру будет оценивать жюри.
Правила игры таковы. Мы будем задавать вопросы, вы посоветовавшись с командой будете отвечать. Чья команда быстрее и правильно ответит, получает фишку.
Ведущий: Уважаемые знатоки! К нам пришло письмо от сказочного персонажа. А от кого именно, вы догадайтесь сами, послушав его песенку. (Включает музыку). Знатоки: От Водяного.
Ведущий: Правильно, это письмо от Водяного. Он пишет, что совсем заскучал на дне морском, хочет с вами поиграть и приготовил для вас интересные вопросы. Итак, начинаем игру. Слушайте I вопрос.
1. Как называется раздел зоологии, изучающий рыб?
Ответ: Ихтиология.
2. Для чего большинство рыб имеет обтекаемое тело?
Ответ: Обтекаемая форма позволяет рыбам легко передвигаться в воде.
3. У какой рыбы глаза на одной стороне и плоское тело?
Ответ: Камбала.
4. В каком положении рыба камбала плывет быстрее?
Ответ: Когда рыба поворачивается на ребро.
5. Может Зш рыба моргать?
Ответ: Нет, у нее нет век.
6. На какой картинке допущена ошибка и какая?
Ответ: На второй картинке чешуя нарисована в обратном направлении. "- 7. Почему чешуя не может быть так расположена?
Предлагаем провести опыт. Потянуть в воде за нитку две шишки - у одной чешуйки направлены назад, а у другой - вперед. Какую шишку легче тянуть?
Ответ: У которой чешуйки распущены назад. Точно так же расположены чешуйки на теле рыбы. Они помогают ей скользить в воде.
8. Как узнать сколько рыбе лет?
Ответ: На чешуйках есть кольца. За 1 год появляется одно кольцо. Эти кольца называются годовыми.
9. Вспомните название самой крупной рыбы из сказки К. И. Чуковского о Бармалее?
Ответ: Акула.
Ведущий: Акула самая крупная рыба. Эта рыба достигает длины 15м. Как пятиэтажный дом. Весит она 14 тонн, столько же весят 200 мужчин. Акулы необыкновенно прожорливы. Живое и неживое - все съедает акула. (Показывает картинку «Акула»).
10. Назовите хищных рыб?
Ведущий: Молодцы!
Жюри подводит итоги.