МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное выгорание. Релаксация как способ самопомощи в стрессовой ситуации» (1 фото)

Татьяна Агаркова
Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное выгорание. Релаксация как способ самопомощи в стрессовой ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект семинара-практикума «Эмоциональное выгорание. Релаксация, как способ самопомощи при стрессе».

Цель:

- познакомить с понятием «эмоциональное выгорание»;

- диагностировать у себя признаки и предпосылки «выгорания»;

- познакомить с различными методом релаксации как способом самопомощи в ситуации стресса;

1. Приветствие.

- Добрый день уважаемые коллеги!

2. Сообщение цели занятия.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Эмоциональное выгорание, Релаксация как способ самопомощи в стрессовой ситуации“» размещена в разделах

- Все вы слышали такое понятие, как «эмоциональное выгорание» или «профессиональное выгорание». Сегодня мы поговорим об этом понятии и познакомимся с одним из способов самопомощи при «выгорании».

2. Теоретическая часть (по Осуховой Н. Г.)

Думается, что многим знакомо такое состояние, когда в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникают тошнота и головная боль, а люди (даже самые близкие) вызывают раздражение. Именно так проявляются первые симптомы профессионального выгорания у людей социономических профессий.

Психологи также выявили ряд симптомов, которые могут указывать на «профессиональное выгорание». На психосоматическом уровне отмечаются такие симптомы, как: усталость; утомление; истощение; бессонница; пищевые нарушения.

Симптомы проявления личностных особенностей: негативное отношение к клиентам; злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, наркотикам; скудность репертуара рабочих действий; агрессивные чувства по отношению к клиентам (раздражительность и гнев); негативная «Я-концепция»; упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, апатия, чувство бессмысленности); переживание зависимости от людей и обстоятельств.

Три основных фактора выгорания. Исследователи начинают рассматривать выгорание как следствие влияния целого комплекса факторов, основными из которых являются три: организационные, ролевые и личностные. Рассмотрим их подробнее.

К организационным факторам относятся: организация предметного пространства (жара, холод, отсутствие удобного рабочего места, условий для отдыха в перерывах); отсутствие позитивной оценки деятельности со стороны руководителя и коллег; многочасовая работа (ненормированный рабочий день); низкий социальный статус профессии; авторитарный стиль руководства, при котором руководитель жестко требует и контролирует, не позволяя проявлять инициативу.

К ролевым факторам относятся: конфликт ролей («или семья, или работа»); ролевая неопределенность; несогласованность совместных действий сотрудников на фоне напряженных конкурентных отношений между ними; психологическая несовместимость сотрудника с деятельностью и коллегами.

Личностные факторы, затрудняющие совладение с трудными ситуациями: мотивы деятельности и оценка ее значимости (если работа выглядит в собственных глазах специалиста не значимой, то выгорание развивается быстро); излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих; перфекционизм («синдром отличника»).

Если для возрождения человека, дошедшего до глубоких стадий выгорания, требуется профессиональная помощь, то на его начальных стадиях каждый (при желании, конечно) может помочь себе сам. Что для этого нужно делать? Прежде всего вовремя заметить первые признаки выгорания и признать, что они — эти признаки — есть.

Что нужно и чего не нужно делать при выгорании

НЕ скрывайте свои чувства.

Научитесь выражать их культуросообразным образом.

Учитесь обсуждать их вместе со своим наставником или теми коллегами, которым доверяете. Однако именно обсуждайте, чтобы найти выход, а не жалуйтесь.

НЕ избегайте говорить о неприятных для вас ситуациях, но при этом не забывайте рассказывать об успехах и достижениях. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

НЕ стесняйтесь попросить о помощи и принять ее.

НЕ позволяйте чувствам стеснения, неловкости или почти подростковому «Я сам!» останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.

НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут только углубляться (вернитесь к рассказу о стадиях выгорания и убедитесь в этом).

Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

Постарайтесь сохранять нормальный распорядок жизни, насколько это возможно.

3. Практическая часть

- Сегодня я хочу познакомить вас с одним из способов самопомощи при стрессе - Релаксации.

Релаксация высвобождает энергию, которую оно использовало для сдерживания внутреннего напряжения, а работа с образами направляет эту энергию в нужное русло.

Работа с телом через движение помогает «оживить» нервные связи между различными участками тела и корой головного мозга. Работая с телом, мы можем включить процесс внутренних изменений.

Наше психическое состояние отражается в изменении дыхания. Эмоциональные переживания сопровождаются изменением глубины, частоты, скорости, плавности дыхания.

В нормальном состоянии человек дышит, не задумываясь о том, как он это делает. Сильные чувства вызывают изменения дыхания, напрягаются мышцы лица, шеи, челюсти. Душевную боль тело заглушает напряжением мышц. Оно существенно ослабляет сигналы от органов чувств. Тело становится жёстким. Глубокое ритмичное дыхание позволяет человеку до конца прожить свои эмоции.

Упражнение для обретения внутреннего равновесия.

Упражнение позволяет обрести внутреннее равновесие, обеспечивает чувство защищённости, даёт энергии возможность равномерно распределяться в теле.

- Займите исходное положение сидя на стуле. Важно, чтобы позвоночник находился в прямом положении.

Начните глубокий вдох, набирая воздух в лёгкие так, будто дышите через живот. Втяните живот и вдыхайте так, будто воздух поднимается вверх вдоль позвоночника, минуя почки – до лопаток. В этот момент задержите дыхание на 2-3 секунды. И дальше продолжайте поднимать воздух по задней поверхности шеи к затылку, затем поверх макушки головы, к межбровью. В этой точке вдох заканчивается. Снова задержите здесь дыхание на 2-3 секунды. Далее начинайте выдох через нос. Мысленно проводите воздух вниз, вдоль пупка и ниже – туда, откуда начался весь цикл.

Упражнение для быстрого восстановления в ситуациях сильного стресса.

Лучше выполнять сидя или стоя. Сосредоточьтесь на процессе выдоха. Длительность упражнения – 1-3 минуты.

Сделайте углубленный выдох (до конца, с втягиванием живота) и задерживайте дыхание до тех пор, пока вдох сам не «прорвётся».

Дайте возможность восстановиться спокойному ритму вашего дыхания. И повторите это приём ещё 2-3 раза.

Обычно этого бывает достаточно, чтобы прийти в равновесие даже при глубоком стрессе.

Медитация «Целительная улыбка»

Эта медитация стимулирует возрастание жизненной силы, включает механизмы саморегуляции.

«Устройтесь поудобнее. Почувствуйте, как удобно вашему телу. Позвольте дыханию замедлить ритм. Просто отслеживайте свой вдох… выдох…вдох…выдох… Отдайтесь ритму вашего дыхания. Почувствуйте поверхность своего лица изнутри. Лоб, уголки рта, кончик носа растекается по сторонам, и вы чувствуете, как расширяется межбровье. Прохлада овевает ваши веки, лоб. Вы чувствуете, как разглаживается кожа вашего лица.

Вспомните то место или встречу, ситуацию, когда вы чувствовали себя спокойно и хорошо. Вспомните то, что дарит вам ощущение счастья.

Пусть эта чистая светлая энергия вливается в ваши глаза. Ощутите их трепет от соприкосновения с этой энергией. Позвольте этой энергии наполнить ваши глаза, лоб, нос, щёки. И в этот момент, когда энергия касается ваших губ, они приподнимаются вверх и всё ваше лицо озаряется улыбкой. Вы улыбаетесь спокойно и безмятежно. Теперь вы излучаете чудодейственную энергию улыбки. Ваша улыбка исцеляет вас и тех, кто видит её. Направьте этот сладостный, исцеляющий поток энергии через своё тело. Он разогревает ваше тело и наполняет каждый его орган, каждую клеточку.

Направьте эту энергию в сердце. Поблагодарите его за неустанную работу. Почувствуйте, как оно теперь легко перекачивает кровь по кровеносным сосудам, передавая энергию вашей улыбки всему организму. Направьте эту энергию лёгким, печени, желудку и всем остальным органам, которые дают нам возможность жить. Поблагодарите их за неустанный труд. Поблагодарите каждую клеточку своего тела. Наполните этой целительной энергией каждый его уголок.

А теперь снова вернитесь к своей улыбке и направьте её энергию исцеляющим водопадом по всему телу.

В завершении медитации положите свои сложенные одна на другую ладони чуть ниже пупа и несколько минут направляйте поток целительной энергии через свои руки в эту область. Почувствуйте, что теперь энергия надёжно сохраняется в вашем теле и всегда находится в вашем распоряжении».

8. Рефлексия.

- Поделитесь своими впечатлениями от нашей встречи.

- Какое упражнение сегодня было самым трудным или лёгким для выполнения?

- Что возьмете в собой?

Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное выгорание. Релаксация как способ самопомощи в стрессовой ситуации»
Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное выгорание. Релаксация как способ самопомощи в стрессовой ситуации»
Опубликовано: 14 февраля 2023 в 20:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное выгорание. Релаксация как способ самопомощи в стрессовой ситуации»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Агаркова (УИ 406849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД