Антонина
Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие и сотрудничество
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших социальных институтов культуры является институт семьи, который возник с формированием общества. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Она утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.
Публикация «Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие и сотрудничество» размещена в разделах
В настоящее время заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений к работе с семьей. Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.
Детский сад как целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям, поскольку именно они первыми знакомятся с воспитателями, оценивают их характер, умение и желание взаимно сотрудничать - залог успешного посещения ребенком садика. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком, или как плацдарм для старта в школу. Педагоги всегда готовы поделиться с родителями информацией о ребенке, но родителям это не всегда интересно. Формирование личности в дошкольном возрасте будет более успешным только тогда, когда требования между семьей и дошкольным учреждением будут одинаковы.
Педагоги сегодня целенаправленно ищут пути решения проблемы взаимодействия между родителями и воспитателем. Современные родители образованны, обладают широким доступом к информации из области педагогики и психологии. Однако высокий уровень образования, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Они нуждаются в получении конкретной адресной помощи. Именно педагоги дошкольных учреждения способны оказать поддержку родителям.
Основная цель сотрудничества детского сада и семьи, в соответствии с ФГОС ДО, — изучение запроса родителей к Программе воспитания их ребенка; мониторинг возможностей каждой семьи в соучастии с педагогами по выполнению Программы; содействие созданию между родителями коллектива единомышленников, дружеских взаимоотношений, которые оказывают влияние на микроклимат между детьми. Каждому педагогу необходимо провести анализ своих взглядов на традиционную систему сотрудничества с родителями и на этой основе создавать условия для изучения и обмена опытом семейного воспитания, приобретаемого и через личные каналы, и из литературы, интернета. Учитывая рост образования и культуры современных родителей, необходимо искать новое содержание и формы сотрудничества детского сада с семьей, ради объединения усилий содействию развития и саморазвития ребенка. Один из важнейших принципов формирования Программы — сотрудничество воспитания в семье и детском саду по законам содружества. Специфика деятельности педагога заключается в том, чтобы содействовать развитию любви, понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе открытия ими сына (дочки) как индивидуальности, обладающей собственной программой внутреннего развития (возможно, опережающей сверстников на данном этапе или отстающей, но при этом имеющей право на терпеливую поддержку разных форм проявления им одаренности, переходящей с помощью родных в талантливость.
«Детский сад — Дом радости» организует взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, включает их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВАС СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Знакомство с семьей. Важно хорошо узнать семью каждого воспитанника. Знание ее особенностей в воспитании детей, воспитательных возможностей семьи позволяет осуществлять индивидуальную работу с ней с учетом дифференцированного подхода к каждому родителю.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Детский сад открыт для родителей и других членов семьи. Родители вносят свой вклад в организацию образовательного процесса. Особая помощь от родителей ожидается в создании групповой библиотеки, поскольку обмен книгами между семьями обогатит каждого из детей данной группы и создаст между детьми микроклимат, необходимый для общения их друг с другом. Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников. Выставки детских работ являются интереснейшей формой информированности родителей о возможностях их детей, но при условии, если результаты детской деятельности будут демонстрироваться родителям только когда ребенок сам выполнил все от начала до конца без помощи взрослого и качество работы оценено ребенком адекватно требованиям воспитателя. Не следует торопиться в этот же день выставлять для обозрения родителей работы.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры. Содержанием этой работы является ознакомление родителей с особенностями реализации задач образовательных областей. Особо важная задача — формирование физического и психического здоровья детей. В работе с семьей используются разнообразные ее формы: беседы, консультации, родительские собрания и конференции.
Таким образом, отношения между семьей и дошкольным учреждением определяются понятиями сотрудничество и взаимодействие. Сотрудничество – это общение на равных, а взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется помощью общения на равных.