Галина Данилова
Семья как первая ступень общественных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Внутрисемейные отношения – первый образец общественных отношений, в систему которых ребенок в условиях семьи включается с рождения. В дошкольном возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. По образному выражению А. Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.
Публикация «Семья как первая ступень общественных отношений» размещена в разделах
Значение семьи для воспитания и развития ребёнка невозможно переоценить. В семье ребенок учится «быть человеком», получает первое представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. В условиях семьи у детей формируются представления о «мужественности», и «женственности», воспитываются необходимые семейно-бытовые навыки.
Семейное воспитание сочетает в себе как целенаправленные действия родителей, так и стихийные воздействия жизнедеятельности семьи, такие как манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия влияют на ребенка изо дня в день. Часто родители недооценивают этот фактор воспитания.
Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль воспитания, социальные установки, система ценностей, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности, семейные традиции.
Одна из особенностей психического склада ребенка – потребность иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Если ребенок может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, то он обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.
В манере общения ребёнка с другими детьми как в зеркале отражаются все особенности воспитания в семье. Взаимоотношения родителей и детей закрепляются в поведении детей и становятся моделью их дальнейшего контакта с окружающими.
Не всегда семья оказывает положительное воздействие на детей. Исследователи семьи выделяют ряд причин, влияющих на результативность семейного воспитания:
- стихийный характер воспитания, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о дошкольнике как об уменьшенной копии взрослых;
- однообразие деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;
- неумение дать объективную характеристику ребенку, проанализировать свои методы воспитания.
Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи :
- ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания;
- применяют физические наказания;
- не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях;
- жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством.
Таким образом, многим семьям необходима помощь в воспитании детей, как со стороны общества, так и со стороны педагогов, учитывающая особенности семейного воспитания, направленная на формирование у родителей психолого-педагогических знаний и умений, эффективное их использование.