Семья как первая ступень общественных отношений

Галина Данилова
Семья как первая ступень общественных отношений

Внутрисемейные отношения – первый образец общественных отношений, в систему которых ребенок в условиях семьи включается с рождения. В дошкольном возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение. По образному выражению А. Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микрокосм», в котором он постепенно приобщается к социальной жизни.

Значение семьи для воспитания и развития ребёнка невозможно переоценить. В семье ребенок учится «быть человеком», получает первое представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. В условиях семьи у детей формируются представления о «мужественности», и «женственности», воспитываются необходимые семейно-бытовые навыки.

Семейное воспитание сочетает в себе как целенаправленные действия родителей, так и стихийные воздействия жизнедеятельности семьи, такие как манера поведения, укоренившиеся привычки взрослых, их распорядок жизни и многое другое. Такие воздействия влияют на ребенка изо дня в день. Часто родители недооценивают этот фактор воспитания.

Ведущими в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль воспитания, социальные установки, система ценностей, взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, нравственные идеалы, потребности, семейные традиции.

Одна из особенностей психического склада ребенка – потребность иметь перед собой живой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Если ребенок может делиться своими радостями и огорчениями с родителями, то он обретает большую уравновешенность, уверенность, психологическую стабильность.

В манере общения ребёнка с другими детьми как в зеркале отражаются все особенности воспитания в семье. Взаимоотношения родителей и детей закрепляются в поведении детей и становятся моделью их дальнейшего контакта с окружающими.

Не всегда семья оказывает положительное воздействие на детей. Исследователи семьи выделяют ряд причин,влияющих на результативность семейного воспитания:

- стихийный характер воспитания, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о дошкольнике как об уменьшенной копии взрослых;

- однообразие деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;

- неумение дать объективную характеристику ребенку, проанализировать свои методы воспитания.

Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным представлением родителей о воспитании, а также влиянием на детей всего уклада жизни семьи:

- ребенка обманывают, чтобы добиться от него послушания;

- применяют физические наказания;

- не соблюдают последовательность в предъявляемых требованиях;

- жесткую требовательность к ребенку сочетают с попустительством.

Таким образом, многим семьям необходима помощь в воспитании детей, как со стороны общества, так и со стороны педагогов, учитывающая особенности семейного воспитания, направленная на формирование у родителей психолого-педагогических знаний и умений, эффективное их использование.

Публикации по теме:

Что такое семья для ребёнка? Семья для ребёнка-это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Библиотека изображений:
  • История
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Семья как первая ступень общественных отношений
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 23:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки