Получи документы

Семья, как субъект социального воспитания

Людмила Мелешко
Семья, как субъект социального воспитания

Семья-это дом объединяющий людей.

Семья как основная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание нового поколения, его познавательную, трудовую и творческую деятельность.

От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит их статус семьи. В семье укрепляют здоровье ребенка, развивают его задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность, ребенка учат оценивать свои поступки и отвечать за них. Здесь дети приобщаются к труду, выбирают профессию.

Публикация «Семья, как субъект социального воспитания» размещена в разделах

Семья – это дом, объединяющий людей, здесь закладываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности.

Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в жизни решающее влияние оказала семья, у 30%- средства массовой информации, только 20%-школа, у 10%-улица.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями и формированием личности ребенка.

«Проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям.

Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день.

Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует семья.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «уроками жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей : очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют, зачем это все нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.

Инициатива в установлении взаимодействии с семьей и квалифицированная реализация задач этого взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения по отношению к семейному воспитанию.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияние специалистов не только трудные, но и совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Семейное воспитание – более иди мене осознаваемые усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представления о том, каким должен быт и стать ребенок, подросток юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т. е типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости - мягкости» стиль может быть определен как авторитарный, так и демократический с веером промежуточных вариантов.

Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.

В ряде семей это проявляется в навязчивости стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желанье детей, что может вести к острым конфликтам.

Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.

Так, есть семьи, в которых мать стремиться не только «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимая сочувствие. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно его представлениям).

Определенную роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы. Жилище семьи становиться домашним очагом в том случае, если ее члены имеют возможность и стремятся удовлетворять в нем потребности в укрытии, поддержки и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т. е когда семейное жилище становится для человека своеобразной «экологической нишей», в которой он всегда может укрыться от житейских бурь, получить поддержку и где его, безусловно признают и любят.

Основным условием превращения жилища семьи в домашний очаг является доброжелательная атмосфера в семье.

Станет ли жилище домашним очагом – зависит от организации быта семьи : распределения домашних обязанностей, совместного выполнения работ по дому, и т. п.

Немаловажно и то, насколько члены семьи любят и имеют возможность заниматься дома какой-либо деятельностью – шить, вязать, мастерить, читать, слушать музыку и пр., как относятся к занятиям друг друга члены семьи, любят ли они делать что-либо совместно.

Итак, из всего выше сказанного, мы можем сделать выводы:

1. Принципы семейного воспитанияэто гуманное отношение к ребенку: вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников; открытость и доверительность в отношении с детьми; оптимистичность в отношении с детьми; последовательность предъявления требований к ребенку; оказание посильной помощи ребенку.

2. Методы семейного воспитания - личный пример родителей, доверие, сопереживание, контроль, поручение, поощрение, наказание, семейные традиции.

3. Факторы, влияющие на воспитание ребенка в семье - социальная микросфера семьи; внутрисемейная, и внесемейная деятельность; традиции семейного воспитания.

Семья – это дети,

И пусть на планете,

И в памяти сердца, и в детских очах, Всегда остается

Доброе солнце, Светлая нежность – семейный очаг!

Информацию подготовил: воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка Мелешко Л. Н.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Традиции семьи в воспитании детей-дошкольников» Традиции семьи в воспитании детей - дошкольников Воспитание ребенка — многогранный процесс, объединяющий в себе все сферы нашей жизни. Окружение.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа, я — счастливая семья!» Проект в старшей группе «Мама,папа,я-счастливая семья!». Цель проекта: Помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семья, как субъект социального воспитания
Опубликовано: 29 мая 2014 в 11:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД