Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Мария Ивановна Корчёмкина
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Тема: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видные представители дошкольной психологии и педагогики (Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А. В. Запорожец, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон, дошкольного воспитания. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Цель:

-создание условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

-формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

№ Разделы плана Задачи и содержание плана Сроки выполнения Форма предоставления результатов Результаты работы

Организационно-ознакомительный этап.

1 Сенсорное воспитание в отечественной дидактической системе детского сада (Е. И. Тихеева, М. Манасеина) Ознакомится с основными методами и системами развития сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста. Сентябрь.

2 Планирование и методика проведения занятий (подготовка) Разработать план по проведению занятий на развитие сенсорного восприятия. Октябрь. План.

Основной этап.

3 Проведение диагностики Выявить уровень сенсорного восприятия. Октябрь. Диагностическая карта.

4 Разработка дополнительной образовательной программы кружка «Живая бумага» Совместить работу по развитию сенсорного восприятия с работой кружка по художественно-эстетическому развитию. Ноябрь. Дополнительная образовательная программа кружка.

5 Подборка игр и дидактических пособий Создать базу наиболее подходящих игр и упражнений для детей 2-3 лет. Ноябрь. Картотека игр на развитие сенсорного восприятия

6 «Значение сенсорного восприятия» Ознакомить родителей с понятием сенсорное восприятие и его развитием. Декабрь. Консультация для родителей.

7 Занятия по сенсорному восприятию Развивать сенсорное восприятие. В течение года. Составление картотеки.

8 Сенсорное воспитание (форма цвет, величина)

Помочь родителям в выборе игр наиболее необходимых отдельно взятому ребенку. Январь. Папка-передвижка для родителей.

9 Формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста Обмениваться опытом с коллегами. Январь. Доклад.

10 Создание уголка Создать оптимальные условия развития сенсорного восприятия. В течение года.

11 Обзор в интернете по данной теме Обмениваться опытом с коллегами. В течение года.

Заключительный этап.

12 Проведение итоговой диагностики. Выявить уровень сенсорного восприятия. Май. Диагностическая карта.

13 Выступление по итогом. Май. Отчет.

Публикации по теме:

Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет»Лучшая авторская дидактическая игра «Вот поезд наш едет» Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование.

Сенсорный человечекСенсорный человечек Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Тело, организм, эмоции
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 19:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
24 января. День пальчикового театра на МААМ

Фигурки для пальчиковых мини-театров шьют из фетра, вяжут из шерстяных ниток, делают из бумаги, бросового и природного материала, украшают бусинками и другими декоративными элементами. Получается ярко и...

24 января. Международный день эскимо

24 января 1921 года в США было запатентовано новое изобретение — мороженое, глазированное шоколадом. Этот продукт получил название «эскимо пай». Вот почему именно эта дата была выбрана для неофициального...

Конспект НОД «Кукла заболела» с детьми средней группы
Программные задачи: продолжать формировать понятия о значимости труда врача; развивать доброжелательное отношение к профессии врача; закреплять понятие,...
Педагогический проект «Наша Армия родная» в средней группе
Паспорт проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта познавательно-творческий Тип проекта краткосрочный, групповой Участники проекта: дети 4-5 лет,...
Картотека стихов о зиме «Зимние шалости»
Природа занимает одно из главных мест в русской поэзии. В стихах русских поэтов так трогательно описывается каждое время года. Ведь как удивительно...