Сенсорное воспитание младших дошкольников

Альбина Макарова
Сенсорное воспитание младших дошкольников

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из опыта работы Макаровой А. Г.)

Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное воспитание младших дошкольников

В своей работе, учитывая то, что сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Используя разные виды деятельности, особое внимание уделяю формированию сенсорных эталонов, как основе развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Моя цель – развить умственные способности через игры и упражнения, игровые проблемные ситуации.

В группе сложилась хорошая, доброжелательная атмосфера. Работу проводила поэтапно. Вначале знакомила детей с цветом и величиной, подбирая соответствия. Развивала у детей память, логическое мышление. Для этого создала картотеку игр по развитию сенсорных эталонов, такие как, «Не ошибись», «Разноцветные поляны», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Большой, маленький».

В играх на определение величины использую большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю.Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки.Игры: «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов. При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов.

Например,побуждаю детей подыскивать сравнения: «На что мячик похож по форме?». После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.

Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их,делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Тарелочки разные» Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Я постоянно разнообразила дидактический материал.Использовала и игры-самоделки: «Воздушные шары», «Найди мышку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, ввела для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы яркой окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям,а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Спрячь матрешку» и «Нарядим солнышко», цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Нарядим солнышко» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре использовались и оттенки цветов. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали необходимые цвета.

Оформили выставку дидактических игр и пособий, способствующих закреплению сенсорных эталонов, Объяснила взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей детей нашей группы.

В системе моей работы по сенсорному развитию важное место занимает усвоение детьми сенсорных эталонов, таких как цвет, форма, величина.

Мною практически установлено, что усвоение детьми раннего возраста формы и величины происходит наиболее легко и качественно. Это связано с тем, что данные свойства предметов дети могут изучить зрительно и тактильно, тогда как цвет воспринимается исключительно зрительно.

В работу по усвоению сенсорныхэталонов детьми раннего возраста я включаю разнообразные виды деятельности: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование, различные виды игр, непосредственно образовательную деятельность

Свою работу направляю на развитие мышления, памяти, речи.

Можно утверждать, что усвоение сенсорных эталонов детьми является основой развития умственных способностей. Из результатов мониторинга. Становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача своевременного развития ребенка.

Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т. к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ ознакомления окружающим миром.

Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.

Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа. Задаю наводящие вопросы об этом животном (большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т. д.) . «Вышла курочка гулять» (цвет, величина, «Медведь и пчелы»(величина, количество) и др.

При знакомстве с формой учу различать предметы с помощью операции сравнения предметов.

Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование.

После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.

При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.

Для закрепления цвета детям предлагаю следующие игры: «Разбери крышечки», «Собери посуду по цвету».

С детьми многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течение дня, вызываю у детей положительные эмоции. Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье

Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного познавательного развития в старших группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.

Публикации по теме:

«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста.«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста. Сенсорное воспитание целенаправленное совершенствование. развитие у детей сенсорных процессов ощущений, восприятия, представлений, учить.

Консультация «Сенсорное развитие детей в процессе художественного конструирования» В процессе конструирования художественных композиций у детей формируется способность к точному восприятию таких внешних свойств предметов,как.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Сенсорное воспитание младших дошкольников
Опубликовано: 11 января 2015 в 10:33
+183Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 187.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Творческий проект «Подарок любимым мамам к 8 марта«
Творческий проект «Подарок любимым мамам к 8 марта. Тип проекта: краткосрочный, творческий, информационный. Образовательная область: социально –...
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные подарки для мам и бабушек»
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Музыкальные подарки для мам и бабушек» Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8...
Фотоотчет «Использование детского развивающего коврика «Буквы и цифры» в свободной...
Коврик-пазл — это набор мягких модульных плиток, с буквами и цифрами вкладышами. Собирание пазлов очень полезно для детей. Это улучшает мышление,...