Надежда Максимова
Консультация «Интеграция личности в национальную и мировую культуру»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире особую актуальность приобретает проблема воспитания дошкольников в условиях поликультурного общества. События, происходящие в современном обществе, требуют переосмысления культурно-исторических, духовно нравственных ценностей, положенных в основу эстетического воспитания подрастающего поколения. Очень важно, уменьшить количество конфликтов на межэтнической основе. Для этого нужно заложить в ребенке положительное отношение к любому существующему этносу, а также негативное отношение к любым видам агрессии к другой культуре. Если у ребенка будет сформирована система ценностей и получены соответствующие знания в данной сфере, то его поведение будет рациональным и спокойным по отношению к представителям другой культуры.
Публикация «Консультация „Интеграция личности в национальную и мировую культуру“» размещена в разделах
Каждый ребенок наделен правом развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи. Знать только о своем народе, для современного ребенка, очень мало. Хочется же еще уметь делать то, что могут делать другие народы: танцевать, играть в их игры, петь и говорить, как они. Такое стремление способствует расширению кругозора у ребенка, формированию мировоззрения, дружелюбия. У детей развиваются познавательные способности, ум, мышление, чувство патриотизма, гордости за свой народ, и не только за свой. Значит, ребенок должен получать не только национальное, но и поликультурное воспитание.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14) указывается, что «содержание образования должно обеспечивать…интеграцию личности в национальную и мировую культуру». Следовательно, каждый член современного общества, каждый ребенок, поставлен перед необходимостью быть готовым к межнациональному общению с обьектами иной национальной культуры, и сегодня, как никогда, стало важно уметь жить в многонациональном обществе. Наряду с этим, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны основные принципы, это:приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края.
В своей работе мы формируем у детей симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости.
Необходимо помочь детям – представителям разных национальностей, сблизить свои мировоззренческие, нравственные, эстетические взгляды, увидеть то общее в традициях, обычаях друг друга, что будет способствовать более глубокому взаимопониманию людей независимо от их национальной принадлежности.
Работая в детском саду с детьми, мы погружаем их в культуру своего края, своей местности, позволяя ребенку почувствовать и понять особенности национальных культур. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам.
С целью изучения уровня этнокультурной осведомленности детей проведен опрос детей 1 подготовительной группы «Звездочки». В опросе приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста.
1. Где вы живете?
2. На каком языке вы говорите?
3. Кто вы по национальности?
4. Знаете-ли вы коренных жителей Якутии?
5. Какие праздники отмечают якуты, русские, другие народности, проживающие в Якутии?
Таким образом, полученные в ходе беседы с детьми результаты позволяют нам сказать о следующем.
1. Все дети знают где они живут.
2. Большая половина детей не говорят на своем родном языке, 6 детей говорят на якутском и на русском языке.
3. Из 25 опрошенных детей, 14 детей сказали, что они якуты, 10 детей русские, 1 молдаванин.
4. Почти большая половина детей затруднилась дать ответ на этот вопрос.
5. Дети не могли дать ответ на этот вопрос, остальные назвали обычные праздники - Новый год, день рождение…3 ребят только назвали праздник ысыах.
В целях ознакомления воспитанников с жизнью, укладом коренных народов Севера мною было разработаны электронное приложение информационного характера для детей старшего дошкольного возраста, а также электронная игра “Коренные жители нашей Республики Саха (Якутия)» и «Сказки жителей нашей Якутии» в которые вошли следующие направления:
1. Коренные жители Республики Саха (Якутия).
2. Жилище коренных народов Якутии.
3. Основные занятия.
4. Национальная одежда.
5. Национальные праздники.
6. Известные писатели, художники.
В течении учебного года с помощью приложения мы знакомим детей с коренными жителями нашей республики. Дети в процессе знакомства с удовольствием рисуют, изготавливают поделки, слушают рассказы, сказки, играют в национальные настольные и подвижные игры.
Электронное приложение, игра помогут детям узнать, увидеть, соприкоснуться с прекрасным краем, узнать новое о своей республике.
Таким образом, можно сказать, что ведущая идея проекта «Северное сияние» способствует формированию толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста к представителям различных этнических групп. Через знакомство с культурой, традициями, обычаями, бытом разных стран и народов. Работа педагога в сочетании с воспитанием родителей дома, поможет ребенку пройти процесс социализации и адаптации для благоприятного проживания в поликультурной среде.
Использованная литература:
1. Захарова Л. М. Этнокультурное воспитание дошкольников-М., 2010.
2. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н. В. Микляевой. -М. : ТЦ Сфера, 2013. -144 с. (Конструктор образовательной программы).
3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003. -200 с.
4. Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под ред. В. Н. Вершинина-Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования-М. : Центр педагогического образования, 2014.