Лучший педагог года

Школьная зрелость личности дошкольника

Гульнара Храпова
Школьная зрелость личности дошкольника

Тема: «Школьная зрелость личности дошкольника»

Воспитатель: Храпова Гульнара Рифхатовна

Цель:

- создание положительного отношения к обучению в школе;

- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

- осуществление связи дошкольного и школьного звена в вопросах преемственности.

Задачи: предупреждение школьной дезадаптации при переходе с дошкольной ступени к обучению в начальной школе;

- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

Публикация «Школьная зрелость личности дошкольника» размещена в разделах

- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

- формирование мотивационной готовности к школе;

- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

-благоприятное течение адаптационного школьного периода.

Актуальность:

Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. Проблема школьной зрелости, как готовности организма шестилетнего ребенка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, и в настоящее время переросла в медико-педагогическую проблему. Длительные систематические занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка, новые обязанности – все это большие трудности и у многих детей возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе», «адаптационной болезни».

Школьная зрелость в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности.

В широком плане психологическую готовность можно понимать как такой уровень развития ребенка, который даст ему возможность достаточно легко адаптироваться к школьной жизни и учебной деятельности, овладеть новыми знаниями, умениями, навыками, проявляя при этом необходимый уровень активности. В более узком плане под психологической готовностью понимается ряд структурных компонентов, которые показывают уровень развития психофизического, интеллектуального, личностного, эмоционального, коммуникативно-речевого, социального и других аспектов развития детей в старшем дошкольном возрасте.

Месяц Формы работы

Самореализация С детьми С родителями

Сентябрь Арсентьева А. Формирование интеллектуальной культуры дошкольника // Управление ДОУ. -2004. - №5. – С. 80-Бакаева О. Н. Педагогические условия формирования интеллектуальных умений у старших дошкольников. - Елец, 2000

Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? - М., 1996.

Белопольская Н. Л. Психологическое исследование половозрастной идентификации у детей со сниженным интеллектом // Дефектология. - 1992. -№1

Белопольская Н. Л., Лубовский В. И. //Психологический журнал. - 1993. -Т. 14.- № 4. - С. 89-97.

Вархотова Е. К., Дятко Н. В., Сазонова Е. В. Экспресс-диагностика готовности к школе : практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – 2-е изд., стер. – М. : Генезис, 1999. – 48 с.

Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. - 2000. -№ 1. - С. 7 — 12. Галикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С. 42-48.

Гершунский Б. С. Философия образования для XXI в. - М., 1997.

Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления). - Магнитогорск, 2000. - С. 1. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. - М., 1986. Т. 1.

Зинченко В. П. Принципы психологической педагогики // Педагогика. - 2001. - № 6. -С. 9 — 17.

Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : учеб. Пособие. – М., 2002

Новикова Г. Психолого-педагогическая готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 2005. -№8. – С. 95-100.

Обухова Л. Ф. Возрастная психология. –М., 2001. Ращикулина Е. Н. Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению // Управление ДОУ. – 2005. - №4. – С. 116.

Руководство практического психолога. Готовность к школе : развивающие программы / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1995. Смирнова О. Е. Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство // Дошкольное воспитание. -2006. -№4. – С. 65-69.

Смирнова О. Е. Детская психология. – М., 2003 Сорокина Л. М. Интеллектуальное развитие детей: занятия с психологом // Ребенок в детском саду. – 2007. - №2. – С. 51-55.

Цылев В. Р. О проблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 3 – 4. Чмелева Е. В. И. А. Сикорский и развитие интеллекта детей раннего и дошкольного возраста // Педагогика. – 2003. - №10. – С. 66-72.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. ,1968.

Гессен С. И. Основы педагогики. – М. ,1995

Гуревич К. М. Индивидуально – психологические особенности школьников. – М., 1988 (Младший школьник : 24-31)

Запарожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1 ( Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257) Гессен С. И. Основы педагогики. – М. ,1995.

. Запарожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1986. – Т. 1 ( Учение Ж Пиаже и психическое развитие ребенка: 216 – 221. Проблемы развития психики ребенка: 223 – 232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 – 235, 248 – 257)

Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М. ,1993.

Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М. ,1998.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т. 1 ( К теории развития психики ребенка: 281 – 302)

Лисина Н. И., Копчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишенев, 1987. (Генезис общения у дошкольников : 5 – 43)

Маркова А. К. Психология обучения подростка. – М., 1995 (Резервы познавательных возможностей в среднем школьном возрасте : 16 – 26)

3. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. – М. ,1986.

34. Нежнова Т. А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М. ,1988.

35. Немов Р. С. Психология. – М. ,1994. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т. 1 ( К теории развития психики ребенка: 281 – 302)

36. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981 ( Основы теории Жана Пиаже: 9 – 25. Учение Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка: 34 – 42. От действия к мысли (в учениях Ж. Пиаже) : 42 – 53. Факторы интеллектуального развития ребенка: 53 – 56. Стадии интеллектуального развития ребенка (по Ж. Пиаже) : 56 – 64. Сенсомоторный период развития (по Ж. Пиаже) : 64 – 76. Становление внутреннего плана интеллектуальной деятельности (по Ж. Пиаже) : 76 – 85. Анализ концепции Ж. Пиаже: 134 – 190)

37. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии: в 2 т. – М., 1989 - Т. 1 ( Развитие мышления ребенка: 400 – 442. Развитие речи у детей: 460 – 482)

38. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988 (Формирование знаково – символической деятельности: 211 – 257)

39. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1987 – Т. 1 ( Психология ребенка и подростка: 163 – 185)

40. Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка). – М., 1978 ( У истоков морали: 33 – 56) Участие в мероприятии «День знаний»,

Занятие по валеологии «Мы все такие разные»,

Рисование на тему: «День знаний».

Анкетирование родителей «Наш ребенок, его индивидуальные особенности»

Октябрь Оформление альбома о школе с иллюстрациями;

Беседа «Что мы знаем о школе»

Игра «Найди лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)

Рассматривание школьных предметов и разгадывание загадок о них.

Участие в подготовке и проведении праздника «Золотая осень» Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем» : статья «Зачем идти учиться?» (о мотивационной готовности детей к школе)

Ноябрь

Занятие по изо деятельности «Мы хотим в школу»

Игра «Скажи наоборот слова» (детский сад-школа)

Оформление тематического альбома «Школа» Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем :

- статья «Как развивать память у ребенка», «Здоровье дошкольника в подготовке к школе».

Декабрь Чтение книг и разучивание стихов о школе.

- Игра «Давайте пофантазируем»

Рисование на тему: «Скоро в школу пойдем»

Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем :

- статья «Знакомство детей с календарем»

Январь Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школьных предметах

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Круглый стол «Мама, папа, я – читающая семья»

Оформление тематического альбома «Школа» Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем : статья «Учим стихи и развиваем речь у детей»

Февраль Занятие по развитию речи: Знакомство с картиной «Школа»

Оформление книги «Загадки из портфеля»

- Ребусы «Школа» Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем :

- статья «Хочу все знать»

Март Сюжетно-ролевая игра «Школа»

-Театрализованная деятельность по сочиненным детьми сказкам «Школа зверят»

Создание иллюстрированного альбома «Школа» Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем :

- статья «Речевая готовность детей к школе»

Апрель Занятие по обучению грамоте «Помогаем Печкину»

- Игра «Я портфель, а ты кто?»

Рисование на тему:

«Наш класс, какой он»

Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем :

- статья «Школа и дорога» Анкетирование на тему: «Как помочь ребенку в учебе?

Май

оборудование в группе уголка «Хочу все знать», содержащего детскую познавательную литературу, глобус, карту, материал для экспериментирования.

Игра «Составь цепочку слов» (школа – это, прилежный ученик – это, учитель – это)

Создание альбома «Школа» с иллюстрациями Информационный стенд для родителей «Скоро в школу мы пойдем : статья «Что должен знать ребенок к концу старшей группы»

Публикации по теме:

«В школу с радостью». Информационно-практико-образовательный проект Автор проекта: Сухова С. Н. Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы «Звездочки», родители воспитанников, воспитатели.

Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школойПреемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой Во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае к «деятельности учения».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Школьная зрелость личности дошкольника
Опубликовано: 16 августа 2014 в 21:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД