Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Светлана Гузяева
Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей

«Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации духовно-нравственного развития. Ведущим средством является народная культура. Приобщение к отечественной народной культуре – приоритетное направление в работе ДОУ.

В системе народной культуры большую роль играет фольклор. В переводе с английского языка – это «народное знание», «народная мудрость». Фольклор самобытен, современен, имеет ярко выраженную региональную принадлежность. В нём заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребёнком – эмоционального, эстетического, духовно-нравственного.Поэтому он может выполнять важные воспитательный функции: обогащение мира душевных переживаний ребёнка, развитие чувства родного языка, художественных способностей, любви к малой Родине. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представление о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами, духовным наследием своего народа.

Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями, обрядами, обычаями отцов, дедов, прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников.

Люди разных национальностей в восточносибирских сёлах жили в основном охотой, рыболовством, им приходилось много месяцев проводить в тайге. Условия жизни способствовали появлению в сибирском фольклоре таких персонажей, как бродяги, охотники, лихие атаманы - разбойники, лесные духи.

Ведущим жанром фольклора являются сибирские сказки, легенды, связанные с жизнью народов Прибайкалья. В настоящее время они напечатаны в двухтомном сборнике «Байкала – озера сказки», составитель Н. Н. Есипёнок, а также постоянно печатаются в журнале «Сибирячок».

Бурятские, эвенкийские, тофаларские сказки, легенды, песни – это творчество народов, которые издавна живут в непосредственной близости от Байкала.

Сибирский фольклор передавался из поколения в поколение, имел огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В сказках и легендах ярко выражены нравственные формы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц. Благодаря такому языку создаётся особый фантастический мир, в котором всё представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго.

Сибирский фольклор очень самобытен и своеобразен. В нём заложена житейская мудрость, национальный колорит и художественная выразительность образов.

Особо значительный цикл представляют сказки и легенды о Байкале, об истории заселения его побережий. Сибирские сказки и легенды сохранили в себе особенности, характерные для этих жанров в целом.

Сказка – это вымысел, действительность, преображённая фантазией. По структуре – это небольшая повесть, где неустойчивый текст и свободная форма.

В сказке эпизоды и мотивы следуют друг за другом, события и действия персонажей связаны между собой, в них много фантастического. Обычно сюжет сказки строится на чудесах, а сюжет легенды – на чуде, который совершает святой или «духи», домовой.

Легенда – это действительность, фантазией лишь украшенная, повествование о прошлом. Тематические легенды могут быть о животных (зверях, птицах, рыбах) и их происхождении; о святых и их хождении по земле, аду и раю, их помощи людям.

Сибирские легенды раскрывали ребёнку часто мир природы с приключениями в ней героев и воспитывали милосердие, духовность, доброту, честность, смелость.

Сибирская сказка покоряет слушателей богатством вымысла, удивительным переплетением фантастического и реального, а это особенно нравится детям. Здесь нет нравоучений, а лишь намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказочных сюжетах кладезь мудрости, разделение добра и зла, победа добра и хороший конец. Отрицательные персонажи с плохими поступками наказываются, а положительные герои проходят испытания и за это вознаграждаются. Ореол тайны и волшебства сибирских сказок удовлетворяет потребность детей увидеть, почувствовать красот, доброту и желание слушать.

По тематике и стилистике сибирские сказки, как весь жанр,можно разделить на три большие группы: сказки о животных, волшебные, бытовые (сатирические).

В волшебных сказках отражена не только сибирская природа – озёра, реки, леса, горы, одушевлённые народным воображением. Это могучие национальные богатыри, одарённые сверхъестественной силой и умом. Они борются с чудовищами или злыми врагами за свободу народа и справедливость.

Для волшебных сказок характерны присказки, традиционные зачины, концовка, которая обычно носит шутливый характер. Она рифмована и произносится скороговоркой («Вот вам сказка, а мне бубликов связка»).

В волшебных сибирских сказках путешествия героев совершаются ради важного задания, на пути они встречаются с коварными противниками и волшебными помощниками. Победить противников герою помогают разные волшебные «средства» (клубок, зеркальце, гребешок) или говорящий зверь, птица.

Повествование сказки ведётся при помощи устойчивых формул,которые ускоряют или замедляют действие: «близко ли далеко ли, скоро ли коротко ли»;другие рисуют внешний облик персонажа: «Баба-яга костяная ног, в ступе идёт, пестом упирается, помелом след заметает». Часто используется приём троекратного повторения: (три раза герой бьётся со злом, три брата и т. п.). в волшебных сказках много эпитетов («конь добрый», «леса дремучие», гипербол («бежит – земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет»).

Персонажи социально-бытовых сатирических сказок наиболее близки к повседневной жизни народов тайги, занимающихся охотой, рыбной ловлей, скотоводством. Они борются с нуждой и вечными врагами – богатеями. Одерживая верх над знатным человеком, бедняки торжествуют, что победила справедливость без использования чудесных помощников.

Сибирские сказки о животных наиболее близки и доступны детям дошкольного возраста. Они невелики по объёму, просты по композиции, нередко с юмором. Героями сказок чаще всего бывают сибирские звери, рыбы, птицы (соболёк, бурундучок, горностайчик, омулёк и др.). Язык изобилует пословицами, поговорками и другими элементами сибирского проторечия («собака собаку по лапе знает», «ни кола, ни двора», уменьшительно-ласкательные формы («утонюшка», «гусяточки», особый ритм («шла-шла, гору нашла, море прошла, молот избила, просвиру изгрызла», «сапоги износила», красочные сравнения («платье-то, как звёзды на небе горят»).

Во многих сказках присутствует сибирская лексика: названия сибирских сёл, деревень, городов, рек, краев.

Таким образом, сказки, созданные народом Сибири, имеют богатый потенциал для нравственного развития старших дошкольников, так как знакомят детей с окружающей сибирской природой, национальными традициями и обычаями народов Прибайкалья.

Публикации по теме:

Последовательность работы по обучению старших дошкольников с ЗПР выполненению графических диктантов В системе дошкольного образования многие педагоги предлагают детям старшего дошкольного возраста нарисовать графический диктант. Делать.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2015 в 19:12
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 сентября. День юного пешехода на МААМ

В эти дни, в рамках поддержки ежегодной осенней акции Госавтоинспекции «Внимание, дети!» во многих школах и детсадах проводятся профилактические мероприятия по безопасности на дорогах. Мы тоже...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

Слонам, этим красивым и мудрым представителям животного мира, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь этой подборкой интересных игр и занятий, чтобы воспитывать детей как защитников природы и...

Конспект занятия в средней группе «Посадка лука»
Цель: учить правильно сажать лук Образовательные задачи: дать знание об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста ( почва,...
Мастер-класс по изготовлению мышки из бумаги
Попова Валентина Мастер-класс по изготовлению мышки из бумаги Мыши - удивительные существа, способные выживать в различных, очень сложных условиях от...
Детский мастер-класс по объёмной аппликации «Радужные ежи» из одноразовых тарелочек
Мастер – класс по объёмной аппликации «Радужные ежи» в нетрадиционной технике и из нетрадиционных материалов – из одноразовых бумажных тарелочек и сетки...