Светлана Гузяева
Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации духовно-нравственного развития. Ведущим средством является народная культура. Приобщение к отечественной народной культуре – приоритетное направление в работе ДОУ.
Публикация «Сибирская сказка в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В системе народной культуры большую роль играет фольклор. В переводе с английского языка – это «народное знание», «народная мудрость». Фольклор самобытен, современен, имеет ярко выраженную региональную принадлежность. В нём заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребёнком – эмоционального, эстетического, духовно-нравственного. Поэтому он может выполнять важные воспитательный функции: обогащение мира душевных переживаний ребёнка, развитие чувства родного языка, художественных способностей, любви к малой Родине. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представление о красоте, морали, знакомится с обычаями и обрядами, духовным наследием своего народа.
Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями, обрядами, обычаями отцов, дедов, прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников.
Люди разных национальностей в восточносибирских сёлах жили в основном охотой, рыболовством, им приходилось много месяцев проводить в тайге. Условия жизни способствовали появлению в сибирском фольклоре таких персонажей, как бродяги, охотники, лихие атаманы - разбойники, лесные духи.
Ведущим жанром фольклора являются сибирские сказки, легенды, связанные с жизнью народов Прибайкалья. В настоящее время они напечатаны в двухтомном сборнике «Байкала – озера сказки», составитель Н. Н. Есипёнок, а также постоянно печатаются в журнале «Сибирячок».
Бурятские, эвенкийские, тофаларские сказки, легенды, песни – это творчество народов, которые издавна живут в непосредственной близости от Байкала.
Сибирский фольклор передавался из поколения в поколение, имел огромную духовную силу и большую воспитательную ценность. В сказках и легендах ярко выражены нравственные формы поведения, борьба добра со злом, при этом добро побеждает, преодолевая трудности, помогает дружба взаимопомощь. Фольклор развивает речь детей, благодаря поэтичному, лаконичному языку. В сибирских сказках и легендах много сравнений, метафор, загадок, пословиц. Благодаря такому языку создаётся особый фантастический мир, в котором всё представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго.
Сибирский фольклор очень самобытен и своеобразен. В нём заложена житейская мудрость, национальный колорит и художественная выразительность образов.
Особо значительный цикл представляют сказки и легенды о Байкале, об истории заселения его побережий. Сибирские сказки и легенды сохранили в себе особенности, характерные для этих жанров в целом.
Сказка – это вымысел, действительность, преображённая фантазией. По структуре – это небольшая повесть, где неустойчивый текст и свободная форма.
В сказке эпизоды и мотивы следуют друг за другом, события и действия персонажей связаны между собой, в них много фантастического. Обычно сюжет сказки строится на чудесах, а сюжет легенды – на чуде, который совершает святой или «духи», домовой.
Легенда – это действительность, фантазией лишь украшенная, повествование о прошлом. Тематические легенды могут быть о животных (зверях, птицах, рыбах) и их происхождении; о святых и их хождении по земле, аду и раю, их помощи людям.
Сибирские легенды раскрывали ребёнку часто мир природы с приключениями в ней героев и воспитывали милосердие, духовность, доброту, честность, смелость.
Сибирская сказка покоряет слушателей богатством вымысла, удивительным переплетением фантастического и реального, а это особенно нравится детям. Здесь нет нравоучений, а лишь намёк на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказочных сюжетах кладезь мудрости, разделение добра и зла, победа добра и хороший конец. Отрицательные персонажи с плохими поступками наказываются, а положительные герои проходят испытания и за это вознаграждаются. Ореол тайны и волшебства сибирских сказок удовлетворяет потребность детей увидеть, почувствовать красот, доброту и желание слушать.
По тематике и стилистике сибирские сказки, как весь жанр, можно разделить на три большие группы: сказки о животных, волшебные, бытовые (сатирические).
В волшебных сказках отражена не только сибирская природа – озёра, реки, леса, горы, одушевлённые народным воображением. Это могучие национальные богатыри, одарённые сверхъестественной силой и умом. Они борются с чудовищами или злыми врагами за свободу народа и справедливость.
Для волшебных сказок характерны присказки, традиционные зачины, концовка, которая обычно носит шутливый характер. Она рифмована и произносится скороговоркой («Вот вам сказка, а мне бубликов связка»).
В волшебных сибирских сказках путешествия героев совершаются ради важного задания, на пути они встречаются с коварными противниками и волшебными помощниками. Победить противников герою помогают разные волшебные «средства» (клубок, зеркальце, гребешок) или говорящий зверь, птица.
Повествование сказки ведётся при помощи устойчивых формул, которые ускоряют или замедляют действие: «близко ли далеко ли, скоро ли коротко ли»; другие рисуют внешний облик персонажа: «Баба-яга костяная ног, в ступе идёт, пестом упирается, помелом след заметает». Часто используется приё м троекратного повторения: (три раза герой бьётся со злом, три брата и т. п.). в волшебных сказках много эпитетов («конь добрый», «леса дремучие», гипербол («бежит – земля дрожит, из ноздрей дым, из ушей пламя пышет»).
Персонажи социально-бытовых сатирических сказок наиболее близки к повседневной жизни народов тайги, занимающихся охотой, рыбной ловлей, скотоводством. Они борются с нуждой и вечными врагами – богатеями. Одерживая верх над знатным человеком, бедняки торжествуют, что победила справедливость без использования чудесных помощников.
Сибирские сказки о животных наиболее близки и доступны детям дошкольного возраста. Они невелики по объёму, просты по композиции, нередко с юмором. Героями сказок чаще всего бывают сибирские звери, рыбы, птицы (соболёк, бурундучок, горностайчик, омулёк и др.). Язык изобилует пословицами, поговорками и другими элементами сибирского проторечия («собака собаку по лапе знает», «ни кола, ни двора», уменьшительно-ласкательные формы («утонюшка», «гусяточки», особый ритм («шла-шла, гору нашла, море прошла, молот избила, просвиру изгрызла», «сапоги износила», красочные сравнения («платье-то, как звёзды на небе горят»).
Во многих сказках присутствует сибирская лексика : названия сибирских сёл, деревень, городов, рек, краев.
Таким образом, сказки, созданные народом Сибири, имеют богатый потенциал для нравственного развития старших дошкольников, так как знакомят детей с окружающей сибирской природой, национальными традициями и обычаями народов Прибайкалья.