Валентина Вильчинская
Занимательная картотека игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на формирование умения выявлять подсистемные связи.
«Что это, если у него есть?»
Правила игры: Ведущий называет части объекта, а ребенок говорит, что это за объект.
Ход игры:
Развитие речи
- Что это, если у него есть шляпка и ножка?
Дети: Гриб.
- Какие грибы вы знаете?
Дети: А еще гвоздь со шляпкой и ножкой.
Математика
-Что это, если у него есть углы?
Дети: Квадрат, треугольник…
Изобразительная деятельность
Публикация «Занимательная картотека игр» размещена в разделах
- Что это, если объект имеет разные цвета?
Дети: Карандаши, краски, пластилин, радуга…
Ознакомление с окружающим
- Что это, если у него есть ручка?
Дети: Дверь, человек, дверца шкафа, кастрюля.
Живая система
- Что это, если у него есть корни?
Дети: Трава, дерево, цветок, куст.
Неживая система (с 4-х лет)
- Что это, если в нем есть вода?
Дети: Река, озеро, стакан, кран.
«Догадайся» (с 4-х лет)
Правила игры: Ведущий показывает несколько картинок с частями объекта (в последующем их можно просто называть, а дети должны догадаться, что за объект имеет все эти части.
Ход игры:
Развитие речи
Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.
- Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Машина, велосипед, мотоцикл…
- А какой ещё транспорт вы знаете?
Математика
Показываются картинки с такими изображениями: углов, прямых линий.
-Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Квадрат, треугольник, дом…
Изобразительная деятельность
На картинках: коробка, небольшие брусочки разных цветов.
- Что это?
Дети: Пластилин, краски, мелки в коробке…
Ознакомление с окружающим
- Крышка, ручка, дно. Что это может быть?
Дети: Кастрюля, кувшин с крышкой, стиральная машинка.
Живая система
- Догадайтесь, кто имеет все эти части: длинный пушистый хвост, 4 лапы, чуткий нос, усы.
Дети: Лиса, белка, кошка, собака…
«Что можно сказать о предмете, если там есть?»
Правила игры: Ведущий называет части объекта, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику.
Ход игры:
Развитие речи
- Что можно сказать о системе, в которой нет света?
Дети: Закрытый шкаф, ящик, пещера, чулан, глубокая впадина в океане…
- Что можно сказать о живом объекте, если от него вкусно пахнет?
Дети: Повар, кулинар, цветок.
Ведущий задает вопросы с целью получить более подробную характеристику объекта.
Математика
- Что можно сказать о предмете, если он имеет размер?
Дети: Все предметы имеют размер, они могут быть маленького, большого размера.
- Назовите предметы по размеру меньше стола.
Дети: Иголка, ручка, книга.
- Назовите предметы по размеру больше стола.
- Что можно сказать об объекте, если на нем есть деления?
Дети: Весы, деления нужны, чтобы определить вес. Еще деления есть на градуснике, линейке. Эти предметы тоже что-то измеряют…
Музыкальное развитие
- Что можно сказать о системе, если в ней есть ноты?
Дети: Это может быть музыка, нотная тетрадь…
- А если есть ноты и слова?
Дети: Песня, которую поют, или написанная в тетради.
Ознакомление с окружающим
- Что можно сказать о системе, где много книг?
Дети: Это может быть библиотека, книжная полка, шкаф, магазин, а еще портфель ученика…
Живая система
- Что можно сказать об объекте, имеющем большие глаза?
Дети: Это может быть животное или птица, ведущая ночной образ жизни.
- Что можно сказать об объекте, имеющем лист?
Дети: Дерево, цветок, куст, а еще листы есть в книге и тетради…
Неживая система
- Что можно сказать о системе, где есть дождь, почки на деревьях, таяние снега, повышение температуры?
Дети: Это весна.
«Назови части системы»
Правила игры: Ведущий называет систему.
Дети называют части живой системы и части неживых систем или объектов рукотворного мира. Главная задача детей - не ошибиться и назвать как можно больше частей. Обязательно сделать вывод о цельности системы.
Ход игры:
Развитие речи
- Система - алфавит.
Дети: А, Б, В, Г, Д.
- А если я уберу букву «К»? Это будет система?
Дети: Нет. С таким алфавитом слова будут неточные, изменится их значение.
- Верно. Эта система уже не будет выполнять свою функцию. Продолжаем. Система-лес.
Дети: Деревья, птицы, трава, звери, насекомые.
- Если убрать птиц, это будет система?
Дети: Нет, без птиц насекомые съедят листья, деревья погибнут.
Математика
- Весы. Назовите части этой системы.
Дети: Шкала с делениями, цифры на ней, корпус, механизм внутри. Он тоже состоит из мелких частей.
- Если я уберу механизм, это будет система?
Дети: Нет, уже нельзя будет взвеситься.
Физическое развитие
- Назовите составные части системы - подвижная игра.
Дети: Правила, сама игра, а еще в конце подводятся итоги - кто выиграл, а еще нужны медальки.
- Все верно, еще мы забыли отметить, что у каждой игры есть цель, то есть, мы ее проводим, чтобы стать ловкими, сильными. А если убрать правила, то игра получится?
Дети: Нет, без правил играть нельзя.
Ознакомление с окружающим
- Система - стул.
Дети: Спинка, ножки, сиденье.
- Какая часть главная?
Дети: Сиденье, если его не будет, то на стуле нельзя будет сидеть,
- Система - человек.
Дети: Голова, туловище, руки, ноги, органы внутри человека. Человек придумывает разные вещи, строит дома, машины.
- А если у него не будет ног?
Дети 1-й команды: Он будет придумывать сидя, он не сможет двигаться.
- А если нет головы?
Дети: Тогда не сможет человек жить, голова - важная часть.
Живая и неживая система
-Гриб.
Дети: Корни, ножка, шапочка.
- Система будет функционировать без корня?
Дети: Наверное, нет. Корни помогают питаться.
- Да, правильно. Другая система - вода.
Дети: Человечки жидкого вещества.
- А если нет таких человечков в воде?
Дети: Это уже не вода, ей не напьешься. Если человечки воды твердые, то это лед. Его облизывать нельзя, а то простудишься.
«Чем похожи?»
Правила игры: У ведущего карточки с изображением двух объектов.
Детям предлагается сравнить их и найти признаки сходства по подсистеме. Сравниваются объекты в пределах одной или разных систем.
Ход игры:
Развитие речи
- Чем похожи эти слова: колосок и лесок?
Дети: Заканчиваются на -сок.
- Чем похожи слова: улитка и утро?
Дети: Начинаются со звука «У», в середине есть звук «Т».
Математика
- Чем похожи трапеция и треугольник?
Дети: У них есть стороны, вершины, углы.
- Какие похожие части есть у чисел и цифр «10» и «12».
Дети: Числа состоят из единиц. Цифры «10» и «12» состоят из 2-х цифр, у обоих 1 -я цифра – «1».
Музыкальное развитие
- Что общего между песней и марщем?
Дети: Песня и марш - это музыка, они состоят из звуков, записываются нотами. У песни и марша есть начало и конец.
Ознакомление с окружающим
- Что общего между одноэтажным и многоэтажным домом?
Дети: У них есть крыша, стены, потолок, пол, есть окна, двери, комнаты.
- Что общего между врачом и аптекарем?
Дети: У них есть белые халаты, лекарства, шприцы.
Живая система
- Чем похожи волк и мышь?
Дети: У них 4 лапы, хвост, чуткий нюх, они хорошо слышат. У волка и мыши серая шкура. У мыши острые зубы, у волка тоже.
Неживая система
- Чем похожи глина и земля?
Дети: Они состоят из твердых человечков, в глине и земле могут водиться разные существа