Велиярова Ирина
Конспект занятия «Символы Русской Культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: Способствовать развитию интереса детей подготовительного дошкольного возраста к историческому прошлому своего родного края.
Задачи:
Образовательные:
Формировать потребность в познании рукотворного мира.
Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями родного края (народный костюм, обувь).
Развивающие:
Развивать и обогащать словарный, связную речь.
Развивать познавательный интерес к прошлому.
Развивать детское творчество через продуктивную, конструктивную деятельность.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Символы Русской Культуры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Воспитывать уважение к родному краю.
Планируемые результаты:
Имеют представления об обуви прошлого;
Проявляют интерес к фольклорному материалу о лаптях, особенностям культуры, быта родного края;
Вступают в диалоговое общение со сверстниками и взрослыми;
Применяют полученные знания в творческой продуктивной деятельности.
Материал: Плетеные лапти; предметные картинки по теме «Обувь»; репродукции картины художника А. Г. Венецианова «Гумно»; коллекция поделок-плетенок «Лапотки».
Методические приемы: беседа-диалог, рассказывание, рассматривание, игровая ситуация, русская народная игра «Лапти», игровое упражнение «Музыкальные лапти», дидактическая игра, пение русских народных частушек о лаптях. Ход занятия
Беседа проводится в мини музее детского сада
Девочки и мальчики!
Рассаживайтесь поскорей,
Будем петь да играть,
Старину вспоминать!
Воспитатель: Посмотрите, какой большой и красивый сундук стоит. Вам интересно, что в нем находится? Отгадайте тогда загадки.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром в садик, днем - домой. (Валенки)
Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью - под кроватью. (Тапочки)
Отгадай загадку - кто мы:
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь - у нас работа:
Топать, шлепать по болотам. (Резиновые сапоги)
Если дождик - мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам. (Сапоги)
В них упрячешь две ноги -
И в мороз гулять беги. (Валенки)
Воспитатель: Назовите одним словом: сапоги, валенки, туфли, кроссовки, тапочки - это ….(обувь).
Воспитатель достает из сундука картинки с разной обувью
Воспитатель: Это обувь современная, а вот в древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти. Это низкая обувь - сплетенная из древесного лыка.
Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)
Из сундука достаются настоящие лапти. Воспитатель: Как вы думаете, лапти носят в холодное время года или теплое? (Предположения детей). Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим лапти. Лапти очень легкие, мягкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. Давайте немного поиграем:
ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ» (Грязная - чистая; старая - новая; старинная - современная; жесткая - мягкая; летняя - зимняя; уличная - домашняя; каждодневная - праздничная).
ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (Ботинок - ботиночек; сапог - сапожок; валенок - валеночек; туфля - туфелька; лапоть - лапоток, лапоточек).
Воспитатель: Из чего же плели лапти? Попробуйте отгадать загадку:
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают -
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимали кору или как говорили в народе «драли лыко». Поэтому в старину лапти еще называли «лыченица».
Еще лапти плели из бересты - это кора березы, такие лапти назывались праздничными.
ИГРА «ЛАПТИ» Считалкой выбирается ведущий. Рисуется круг. Дети встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет в круг («лапоть»). Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает «Нет». Дети спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» - «Да!» Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит «лапти» : он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать может только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.