Регина Новикова
Синтез биоэнергопластики и сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Синтез биоэнергопластики и сказкотерапии
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Важнейшей проблемой дошкольного детства является увеличение количества детей с речевой патологией. Отмечая связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики, нельзя не обратить внимание на новое направление работы - биоэнергопластику.
Биоэнергопластика - это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук.
Публикация «Синтез биоэнергопластики и сказкотерапии» размещена в разделах
Изученная литература позволяет говорить о том, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Ведущая педагогическая идея данного вида деятельности является: способствовать развитию мелкой моторики и артикуляционного праксиса у детей с ОНР посредством использования биоэнергопластики.
Актуальность использования биоэнергопластики в работе с дошкольниками-логопатами состоит в том, что:
• во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование биоэнергопластики вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
• во-вторых, использование биоэнергопластики облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью, развивает моторику.
В практике работы нам удалось совместить биоэнергопластику с таким интересным направлением работы, как сказкотерапия. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Элементы коррекционной работы включенные в сказочный сюжет, способствуют развитию неречевых процессов, а именно: внимания, памяти, слухового, зрительного, тактильного восприятия; развитию движений, а также корректируют речевые нарушения.
Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.
Возникает ряд методических требований:
1. Упражнения выполняются перед зеркалом.
2. Овладение данными упражнениями происходит поэтапно:
• на первом этапе дети разучивают артикуляционные упражнения. Вспоминают старые или знакомятся с новыми, в зависимости от конкретной сказки.
• на втором этапе разучивают движения рук.
• на третьем этапе происходит слияние артикуляционных движений с движениями рук. Он является более трудоемким, чем первые два, и требует от детей сосредоточенности и внимания.
Литература:
1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. : Ось- 89, 2007. -144 с.
2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2008. – 240 с.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно- голосовые упражнения. -М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 1999.
6. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем. - М. : ЗАО Центрполиграф,2005.