Папки-передвижки

Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду

Ольга Константиновна Стрелкова
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

Тема: Система музыкально - оздоровительной работы

в детском саду №3 г. Зея.

Автор: Стрелкова Ольга Константиновна

Музыкальный руководитель МДОАУ д/с №3 г. Зея

Благополучие общества во многом зависит от состояния здоровья детей. Факторами, агрессивно воздействующими на хрупкие детские организмы, являются экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Публикация «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» размещена в разделах

Новизна – система музыкально-оздоровительной работа с детьми дошкольного возраста, представленная музыкально - валеологическими занятиями.

Новизна – состоит в следующем:

1. На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Применение валеологических песен - распевок, игрового самомассажа, пальчиковых игр, пассивной музыкотерапии, дыхательной и артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний, сопровождение речевых игр музыкально - ритмичными движениями.

2. Проведение интегрированных музыкально – валеологических занятий.

3. Применение новых форм взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

Цель:

Укрепление психического и физического здоровья детей, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ достаточно новое направление, как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Её целью является - организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее восприятие и формирование музыкальных способностей каждого ребёнка. Рассмотрим музыкальные занятия как средства реализации здоровье-сберегающих технологий. Большое внимание на музыкальных занятиях уделяется воспитанию и развитию детских голосов. Голос-это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Когда ребёнок своим голосом, которым разговаривает, поёт свободно и легко, то голос сам естественно развивается и укрепляется. Особую роль играет правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений, в том числе валеологических песенок с которых начинаются все музыкальные занятия. Их мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика:

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем ЦНС. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъём грудной клетки вверх, втягивание живота на вдохе, слишком большой вдох и укороченность выдоха ; и. т. д. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы, развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика:

Основная цель артикуляционной гимнастики-выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской и др. авторов способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. А. г бывает 2х видов: пассивная - (взрослый выполняет движения за ребёнка) и активная (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем в активные. Бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счёт, с хлопками, под музыку и в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Игра с язычком продолжается не более 2-3х минут, чаще перед пением. Выполняется гимнастика сидя, используя зеркальце.

Логоритмика и речевые игры:

Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Кроме того формирование речи у ребёнка идёт при участии жестов, а пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальныхзанятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Речевые игры помогают плавно перейти к логоритмической гимнастике, одной из форм активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения. В них задействованы все группы мышц - как шейного, плечевого отделов, так и мышцы спины и ног. Выполняя движения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой. Музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья детей.

Пальчиковые игры, игровой массаж:

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют

образно-ассоциативное мышление на основе устного народного творчества.

Ритмотерапия:

Музыкально - ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разгрузки, снять утомление. Ритм который диктует головному мозгу снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми что даёт психотерапевтический эффект.

Игровой самомассаж:

Также проводится на музыкальных занятиях. Делая самомассаж определённой части тела - ребёнок воздействует на весь организм в целом. Использование игрового массажа повышает защитные функции верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринной системы.

Существуют ещё такие виды технологий как; фольклоротерапия, мимическая гимнастика, улыбкотерапия, арт - терапия, сказкотерапия.

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях ДОУ, но и в семейном кругу помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

Главное – Академик П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. Академик В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. Исследования доктора педагогических наук Н. А. Ветлугиной доказывают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений; развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Таким образом, музыка является одним из средств физического развития детей.

Доступность - Система музыкально-оздоровительной работы может быть использована в образовательном процессе дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Результативность – Снижение показателей заболевания верхних дыхательных путей у детей; повышение показателей физического развития и развития дыхательной системы детей. Улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве); совершенствование вокальных навыков и умений.

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Целью музыкально - валеологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Публикации по теме:

Перспективный годовой план музыкальных развлечений Утверждено 09.09.2012 г. Перспективный годовой план музыкальных развлечений на 2012/2013 уч. год музыкального руководителя ГДОУ Евиной Т. А.

Здоровьесберегающие технологии в детском садуЗдоровьесберегающие технологии в детском саду От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 05:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Константиновна Стрелкова (УИ 228297) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД