Елена Рудакова
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
«Какой бы ни был длинный путь,
всегда начинается с первого шага»
Человеческая речь, по мнению Куссмауля, представляет собой результат движений, которые выражают мысли характерными движениями и произносимыми или изображаемыми словами. Эта цитата подтверждает данные отечественных и зарубежных исследований о неразрывной связи речи и движения, что представляется важным при рассмотрении такого сложного речевого расстройства, как дизартрия. Под дизартриями подразумевается такие расстройства речи, при которых страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность, плавность, модуляция, голос и дыхание. Дизартрии связаны с поражением центральной нервной системы на различных ее участках и возникают в результате перенесенных мозговых заболеваний: энцефалитов, травм, сосудистых расстройств, в результате родовых травм, инфекций, хронических заболеваний и токсикозов у матери во время беременности, в результате асфиксии новорожденного, травм мозга. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.
Публикация «Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией» размещена в разделах
В логопедической практике значительно чаще встречаются дети, страдающие стертой формой псевдобульбарной (ПСБ) дизартрией. В результате исследований были получены следующие данные: среди детей, посещающих массовые детские сады, увеличилось число воспитанников с нарушением звукопроизношения, и они составляют 30%-40% от общего числа детей. При более глубоком психолого-педагогическом обследовании детей с нарушениями звукопроизношения свыше 50% составляют дети со стертой формой ПСБ дизартрией. Проблема ПСБ дизартрии в настоящее время интенсивно разрабатывается и описана многими учеными: Карелиной И. Б., Серебряковой Н,В. ,Лопатиной Л. В. ,Соботович Е. Ф. ,Волковой Л. С. ,Хватцевым М. Е., Чевелевой Н. А., Мелеховой Л. В. и др., а также интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Хотя в литературе вопрос о коррекции фонетической стороны речи у детей с ПСБ дизартрией рассмотрен достаточно глубоко, на практике мы встречаемся с тем, что не все педагоги (воспитатели, учителя, логопеды) осведомлены по данной проблеме, затрудняются в отборе диагностических методик для правильного направления коррекционно-педагогической работы с этими детьми. В связи с этим, цель данной работы : изучить и апробировать систему коррекционно-педагогической работы по преодолению фонетической стороны речи у детей с ПСБ дизартрией. Разработанная в ходе работы система игр и упражнений была апробирована на базе детского сада № 16 г. Кунгура Пермского края, в период учебного года. Общее число детей, включенных в эксперимент – 5 (дети в возрасте 5-6 лет с нарушениями звукопроизношения, голоса и дыхания, отобранных из двух подготовительных групп с одним диагнозом: ФНР, у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.
Результаты показали, что большинство детей имеют выраженные нарушения в речевом развитии, которые проявляются в незначительном изменении объема, силы и точности речевых движений, нечеткой мимической картине, в нарушении звукопроизношения (самый больший процент приходится на ротацизм, ламбдацизм, межзубное произношение свистящих и шипящих звуков, причем у некоторых детей имеются все дефекты, в нарушениях голосовой и дыхательной функции (есть монотонность в голосе, присутствие носового оттенка, голос тихий, темп речи несколько замедлен, дыхание прерывистое, непродолжительное).
В основу логопедической работы были положены этапы по формированию правильного звукопроизношения, разработанные Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной.
I этап : Подготовительный, который включает ребенка в логопедическое воздействие. На данном этапе решаем ряд задач: - общепедагогические: адаптация ребенка к обстановке, формирование у ребенка положительного настроя на логопедические занятия; - логопедические: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса, развитие символического праксиса. Большое внимание мы уделяли работе над речевой моторикой, которая складывалась из звеньев: массаж, использование непроизвольных движений, пассивная и активная гимнастика. На развитие ощущений артикуляционных движений мы использовали методику Лопатиной и Серебряковой, а также игры на развитие дыхания и голоса, разработанные Селиверстовым, Хватцевым, Нищевой, Стрельниковой и Бутейко. Игры этого этапа имеют огромное значение для развития силы голоса и речевого дыхания: «Далеко и близко», «Угадай, чей голос?», «Мяч по кругу», «Кто позвал?», «Дует ветер», «Кто кого?», «Вьюга», «Эхо», «Приятный запах», «Кто быстрее загонит мяч в ворота», «Кто скорее сдует пушинки, пробки, шишки, веточки, пенопласт со стола в коробочку», «Расчистим дорожку от луж», «Помоги кораблику переплыть на другой берег», «Что спряталось под горохом» и другие.
Комплекс дыхательной гимнастики.
1. «Ванька - встань-ка». Наклон туловища, вперед – вдох, назад – выдох.
2. «Неваляшка». Наклоны вправо – вдох, влево – выдох.
3. «Считалочка». Считать до 10, повороты.
4. «Толстый барин». Вдох – надуть живот, выдох.
5. «Кресло - качалка». Вдох - выдох, вперед – назад.
II этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков. Цель: сформировать первоначальное умение правильного произнесения звуков, на специально подобранном материале. На данном этапе использовали звуковые и слоговые дорожки и полянки, чистоговорки целью которых было: выработка четкой дикции и формирование внятной и выразительной речи, игры – драматизации, игры на подражание, игры – соревнования, заучивание стихов с зарисовками, с поделками из бумаги (оригами, игры – инсценировки, а также компьютерную программу «Игры для тигры», которая позволяет визуализировать речевое дыхание, наличие или отсутствие звука, длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи, словесное и логическое ударение. На развитие символического праксиса вводили схемы – пиктограммы, путешествия по пустыне, по Антарктиде. Например, игра «Веселый кубик» : ребенку дается кубик, на гранях которого изображены предметы: самолет, паровоз, комар, жук, пулемет и т. д. Ребенок бросает кубик на пол со словами: «Вертись, крутись на бочок ложись». Вверху оказывается картинка. Ребенок должен озвучить предмет, изображенный на ней («шар» - [С], самолет - [Л], жук - [Ж]). Нужно отметить, что дети играют в игры с большим желанием. Детей привлекает возможность выполнять игровые действия с предметами. Используемые игры на данном этапе: «Слоговое домино», «Собери цветок (солнышко, поезд)», «Магазин», «Логопедические лото - мозаики»( по сказкам: «Колобок», «Кувшин», «Заюшкина избушка» и т. д, «Веселый рыболов», «Кто быстрей придет к финишу», «Вертолина», «Путаница, «Дойди до середины»- на столе большая карта с изображением улитки, в ней множество картинок на определенный звук. У каждого ребенка фишка и кубик. Ребенок бросает кубик, у него выпадает цифра 3. Он берет свою фишку и «ходит» по картинкам, называя их. Если ребенок звук в слове произнес неправильно, значит, он свою фишку отодвигает назад. Как только один из детей дойдет своей фишкой до середины улитки, он выигрывает и награждается призом. Дети с удовольствием играют в эти игры. Представленную игру можно использовать при автоматизации в предложении, можно не называть картинки, а называть только цифру, обозначающую, сколько звуков в слове или сколько слогов.
III этап: Формирование коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях речевого общения. На этом этапе работу начинаем с ответов на вопросы по содержанию одной сюжетной картины. Затем ребенок повторяет самостоятельно все то, что он увидел на этой картине. Далее ребенок составляет самостоятельно рассказ – описание одного предмета, используя схемы – подсказки, мнемотаблицы. И только теперь даем ребенку небольшие рассказы для последовательного пересказывания по опорным картинкам и без них, самостоятельное составление рассказов по одной, по серии сюжетных картинок, придумывание окончаний рассказов, сказок с зарисовками в индивидуальных тетрадях, используем творческие упражнения, подбирался материал, насыщенный отрабатываемыми звуками.
Так, например, в игре «Когда это бывает?» Цель: Учить детей составлению небольшого описательного рассказа. Логопед показывает картинку с изображением времен года, спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег. Если ребенок правильно назвал время года и описал картинку, он получает эту картинку. «Отгадай и нарисуй, что купили в магазине?» детям предлагается прослушать рассказ: Сестры Рая и Рита пошли на базар за продуктами. Приходят они с базара домой с полной корзинкой. Братик Кирилл подходит к сестрам и спрашивает: «Что вы купили?». Сестра Рая отвечает: «Мы купили такие овощи и фрукты, в названиях которых есть звук «Р». Нарисуй, какие овощи, фрукты сестры купили на базаре?»
Придумай окончание к рассказу, сказке и пересказать взрослым ( например: «Что могло бы случиться с колобком, если бы его не съела лиса? С бабушкой и дедушкой, если бы курочка Ряба не снесла яичко? Что было бы, если дедка, бабка и т. д. не вытащили репку»). На реке. Лара и Алла пасли утят на реке. Утята были маленькие. Вдруг прилетел к реке коршун. Он схватил одного утенка. Девочки закричали. На крик прибежал Рома. Рома стал бросать в коршуна камни….
Все эти упражнения в рассказывании приучают ребенка к соблюдению определенных правил к правильному построению своего рассказа, последовательному изложению своих мыслей и прослеживанию связи между ними.
Использование дидактических игр и упражнений в системе коррекционной работы позволяет : достичь более высокую мотивацию к логопедическим занятиям, повысить динамику коррекционно-образовательного процесса и индивидуализировать процесс коррекционного обучения, а также способствует быстрому освоению правильного произношения всех звуков речи, развитию мимической моторики, голосовой и дыхательной функции.
По окончании работы по всем этапам был проведен мониторинг умений и навыков детей по развитию фонетической стороны речи. Результаты во многом улучшились. Эти данные позволяют говорить о том, что разработанная комплексная система дидактических игр и упражнений в большей мере, чем традиционное обучение, способствует преодолению фонетической стороны речи у детей с ПСБ дизартрией и прослеживается дальнейшая положительная динамика в процессе развития и обучения в дошкольной и в школьной жизни.
Предложенная система дидактических игр и упражнений может быть использована на занятиях развития речи и обучения грамоте, в речевых садах, в детских садах и школах, так как она учитывает возрастные особенности детей, развивает у них артикуляционную и мимическую моторику, голосовую и дыхательную функции, а также оказывает положительную динамику в формировании правильного звукопроизношения.
Литература:
1. Блыскина И. В. «Логопедический массаж». С – П: «Детство – Пресс», 2008г.
2. Волкова Л. С. «Логопедия». М. : «Просвещение», 1989 г.
3. Лопухина И. С. «Логопедия-речь, ритм, движение».С – П. ,2001г.
4. Репина З. А. «Нейропсихологическое учение детей с тяжелыми нарушениями речи». Пермь: Пермский социальный институт – филиал МОСУ, 2002 г.
5. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста». М., 2005 г.