Лучший педагог года

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Елена Рудакова
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

«Какой бы ни был длинный путь,

всегда начинается с первого шага»

Человеческая речь, по мнению Куссмауля, представляет собой результат движений, которые выражают мысли характерными движениями и произносимыми или изображаемыми словами. Эта цитата подтверждает данные отечественных и зарубежных исследований о неразрывной связи речи и движения, что представляется важным при рассмотрении такого сложного речевого расстройства, как дизартрия. Под дизартриями подразумевается такие расстройства речи, при которых страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность, плавность, модуляция, голос и дыхание. Дизартрии связаны с поражением центральной нервной системы на различных ее участках и возникают в результате перенесенных мозговых заболеваний: энцефалитов, травм, сосудистых расстройств, в результате родовых травм, инфекций, хронических заболеваний и токсикозов у матери во время беременности, в результате асфиксии новорожденного, травм мозга. У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.

Публикация «Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией» размещена в разделах

В логопедической практике значительно чаще встречаются дети, страдающие стертой формой псевдобульбарной (ПСБ) дизартрией. В результате исследований были получены следующие данные: среди детей, посещающих массовые детские сады, увеличилось число воспитанников с нарушением звукопроизношения, и они составляют 30%-40% от общего числа детей. При более глубоком психолого-педагогическом обследовании детей с нарушениями звукопроизношения свыше 50% составляют дети со стертой формой ПСБ дизартрией. Проблема ПСБ дизартрии в настоящее время интенсивно разрабатывается и описана многими учеными: Карелиной И. Б., Серебряковой Н,В. ,Лопатиной Л. В. ,Соботович Е. Ф. ,Волковой Л. С. ,Хватцевым М. Е., Чевелевой Н. А., Мелеховой Л. В. и др., а также интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Хотя в литературе вопрос о коррекции фонетической стороны речи у детей с ПСБ дизартрией рассмотрен достаточно глубоко, на практике мы встречаемся с тем, что не все педагоги (воспитатели, учителя, логопеды) осведомлены по данной проблеме, затрудняются в отборе диагностических методик для правильного направления коррекционно-педагогической работы с этими детьми. В связи с этим, цель данной работы : изучить и апробировать систему коррекционно-педагогической работы по преодолению фонетической стороны речи у детей с ПСБ дизартрией. Разработанная в ходе работы система игр и упражнений была апробирована на базе детского сада № 16 г. Кунгура Пермского края, в период учебного года. Общее число детей, включенных в эксперимент – 5 (дети в возрасте 5-6 лет с нарушениями звукопроизношения, голоса и дыхания, отобранных из двух подготовительных групп с одним диагнозом: ФНР, у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.

Результаты показали, что большинство детей имеют выраженные нарушения в речевом развитии, которые проявляются в незначительном изменении объема, силы и точности речевых движений, нечеткой мимической картине, в нарушении звукопроизношения (самый больший процент приходится на ротацизм, ламбдацизм, межзубное произношение свистящих и шипящих звуков, причем у некоторых детей имеются все дефекты, в нарушениях голосовой и дыхательной функции (есть монотонность в голосе, присутствие носового оттенка, голос тихий, темп речи несколько замедлен, дыхание прерывистое, непродолжительное).

В основу логопедической работы были положены этапы по формированию правильного звукопроизношения, разработанные Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной.

I этап : Подготовительный, который включает ребенка в логопедическое воздействие. На данном этапе решаем ряд задач: - общепедагогические: адаптация ребенка к обстановке, формирование у ребенка положительного настроя на логопедические занятия; - логопедические: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса, развитие символического праксиса. Большое внимание мы уделяли работе над речевой моторикой, которая складывалась из звеньев: массаж, использование непроизвольных движений, пассивная и активная гимнастика. На развитие ощущений артикуляционных движений мы использовали методику Лопатиной и Серебряковой, а также игры на развитие дыхания и голоса, разработанные Селиверстовым, Хватцевым, Нищевой, Стрельниковой и Бутейко. Игры этого этапа имеют огромное значение для развития силы голоса и речевого дыхания: «Далеко и близко», «Угадай, чей голос?», «Мяч по кругу», «Кто позвал?», «Дует ветер», «Кто кого?», «Вьюга», «Эхо», «Приятный запах», «Кто быстрее загонит мяч в ворота», «Кто скорее сдует пушинки, пробки, шишки, веточки, пенопласт со стола в коробочку», «Расчистим дорожку от луж», «Помоги кораблику переплыть на другой берег», «Что спряталось под горохом» и другие.

Комплекс дыхательной гимнастики.

1. «Ванька - встань-ка». Наклон туловища, вперед – вдох, назад – выдох.

2. «Неваляшка». Наклоны вправо – вдох, влево – выдох.

3. «Считалочка». Считать до 10, повороты.

4. «Толстый барин». Вдох – надуть живот, выдох.

5. «Кресло - качалка». Вдох - выдох, вперед – назад.

II этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков. Цель: сформировать первоначальное умение правильного произнесения звуков, на специально подобранном материале. На данном этапе использовали звуковые и слоговые дорожки и полянки, чистоговорки целью которых было: выработка четкой дикции и формирование внятной и выразительной речи, игры – драматизации, игры на подражание, игры – соревнования, заучивание стихов с зарисовками, с поделками из бумаги (оригами, игры – инсценировки, а также компьютерную программу «Игры для тигры», которая позволяет визуализировать речевое дыхание, наличие или отсутствие звука, длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи, словесное и логическое ударение. На развитие символического праксиса вводили схемы – пиктограммы, путешествия по пустыне, по Антарктиде. Например, игра «Веселый кубик» : ребенку дается кубик, на гранях которого изображены предметы: самолет, паровоз, комар, жук, пулемет и т. д. Ребенок бросает кубик на пол со словами: «Вертись, крутись на бочок ложись». Вверху оказывается картинка. Ребенок должен озвучить предмет, изображенный на ней («шар» - [С], самолет - [Л], жук - [Ж]). Нужно отметить, что дети играют в игры с большим желанием. Детей привлекает возможность выполнять игровые действия с предметами. Используемые игры на данном этапе: «Слоговое домино», «Собери цветок (солнышко, поезд)», «Магазин», «Логопедические лото - мозаики»( по сказкам: «Колобок», «Кувшин», «Заюшкина избушка» и т. д, «Веселый рыболов», «Кто быстрей придет к финишу», «Вертолина», «Путаница, «Дойди до середины»- на столе большая карта с изображением улитки, в ней множество картинок на определенный звук. У каждого ребенка фишка и кубик. Ребенок бросает кубик, у него выпадает цифра 3. Он берет свою фишку и «ходит» по картинкам, называя их. Если ребенок звук в слове произнес неправильно, значит, он свою фишку отодвигает назад. Как только один из детей дойдет своей фишкой до середины улитки, он выигрывает и награждается призом. Дети с удовольствием играют в эти игры. Представленную игру можно использовать при автоматизации в предложении, можно не называть картинки, а называть только цифру, обозначающую, сколько звуков в слове или сколько слогов.

III этап: Формирование коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях речевого общения. На этом этапе работу начинаем с ответов на вопросы по содержанию одной сюжетной картины. Затем ребенок повторяет самостоятельно все то, что он увидел на этой картине. Далее ребенок составляет самостоятельно рассказ – описание одного предмета, используя схемы – подсказки, мнемотаблицы. И только теперь даем ребенку небольшие рассказы для последовательного пересказывания по опорным картинкам и без них, самостоятельное составление рассказов по одной, по серии сюжетных картинок, придумывание окончаний рассказов, сказок с зарисовками в индивидуальных тетрадях, используем творческие упражнения, подбирался материал, насыщенный отрабатываемыми звуками.

Так, например, в игре «Когда это бывает?» Цель: Учить детей составлению небольшого описательного рассказа. Логопед показывает картинку с изображением времен года, спрашивает, когда собирают овощи, фрукты, когда сгребают снег. Если ребенок правильно назвал время года и описал картинку, он получает эту картинку. «Отгадай и нарисуй, что купили в магазине?» детям предлагается прослушать рассказ: Сестры Рая и Рита пошли на базар за продуктами. Приходят они с базара домой с полной корзинкой. Братик Кирилл подходит к сестрам и спрашивает: «Что вы купили?». Сестра Рая отвечает: «Мы купили такие овощи и фрукты, в названиях которых есть звук «Р». Нарисуй, какие овощи, фрукты сестры купили на базаре?»

Придумай окончание к рассказу, сказке и пересказать взрослым ( например: «Что могло бы случиться с колобком, если бы его не съела лиса? С бабушкой и дедушкой, если бы курочка Ряба не снесла яичко? Что было бы, если дедка, бабка и т. д. не вытащили репку»). На реке. Лара и Алла пасли утят на реке. Утята были маленькие. Вдруг прилетел к реке коршун. Он схватил одного утенка. Девочки закричали. На крик прибежал Рома. Рома стал бросать в коршуна камни….

Все эти упражнения в рассказывании приучают ребенка к соблюдению определенных правил к правильному построению своего рассказа, последовательному изложению своих мыслей и прослеживанию связи между ними.

Использование дидактических игр и упражнений в системе коррекционной работы позволяет : достичь более высокую мотивацию к логопедическим занятиям, повысить динамику коррекционно-образовательного процесса и индивидуализировать процесс коррекционного обучения, а также способствует быстрому освоению правильного произношения всех звуков речи, развитию мимической моторики, голосовой и дыхательной функции.

По окончании работы по всем этапам был проведен мониторинг умений и навыков детей по развитию фонетической стороны речи. Результаты во многом улучшились. Эти данные позволяют говорить о том, что разработанная комплексная система дидактических игр и упражнений в большей мере, чем традиционное обучение, способствует преодолению фонетической стороны речи у детей с ПСБ дизартрией и прослеживается дальнейшая положительная динамика в процессе развития и обучения в дошкольной и в школьной жизни.

Предложенная система дидактических игр и упражнений может быть использована на занятиях развития речи и обучения грамоте, в речевых садах, в детских садах и школах, так как она учитывает возрастные особенности детей, развивает у них артикуляционную и мимическую моторику, голосовую и дыхательную функции, а также оказывает положительную динамику в формировании правильного звукопроизношения.

Литература:

1. Блыскина И. В. «Логопедический массаж». С – П: «Детство – Пресс», 2008г.

2. Волкова Л. С. «Логопедия». М. : «Просвещение», 1989 г.

3. Лопухина И. С. «Логопедия-речь, ритм, движение».С – П. ,2001г.

4. Репина З. А. «Нейропсихологическое учение детей с тяжелыми нарушениями речи». Пермь: Пермский социальный институт – филиал МОСУ, 2002 г.

5. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста». М., 2005 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Противоположности» Здравствуйте, предлагаю Вашему вниманию игру, которую можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Описание игры:.

Логопедические пособия: «Пирамида» и «Динозаврик Тошка» в помощь логопедуЛогопедические пособия: «Пирамида» и «Динозаврик Тошка» в помощь логопеду Логопедические пособия: «Пирамида» и «динозаврик Тошка» в помощь логопеду Монастырских О. М. учитель-логопед, 1квалификационная категория,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Опубликовано: 2 марта 2013 в 12:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД