Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Наталья Юферова
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

«Как нет человека без самолюбия, так и нет

человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ

к сердцу человека…»

Воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества - эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

О важности патриотического воспитания, приобщения ребенка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике «Концепция патриотического воспитания граждан РФ») [1].

Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [2]. Поэтому нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.

В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодого поколения, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством. Патриотизм органично включается в идеологию, в программы и содержание образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования.

Основной целью проводимых мероприятий в детском саду является формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу.

Достижение поставленной цели осуществляю через решение следующих задач:

Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, городу, к природе родного края.

• Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

• Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Реализуя данные задачи, выстроила систему игр и мероприятий, способствующих улучшению качества формирования и воспитания маленького патриота.

Основные методы образовательного процесса:

- игровые;

- поисково – исследовательские;

- проблемные;

- воспитывающие ситуации;

- анализ и самоанализ;

- похвала, одобрение;

- пример;

- обращение к книге и к другим культурным источникам.

Особое внимание в своей работе, было направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.

Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта, который включает в себя как специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную деятельность детей.

Мной были предложены дидактические игры, беседы, целевые проулки, акции различного рода, направленные на воспитание социокультурных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи,общества:

-Игра «Дружная семейка» на воспитание интереса к своей семье, уважительное отношение к членам семьи, развитие умения рассказать о членах своей семьи.

-Игра «Волшебные слова» с целью воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям. Закреплять умение проявлять вежливость. Расширять словарный запас ребёнка набором вежливых слов.

- Игра «Добрые слова» для закрепления умения детей использовать в речи «добрые слова», воспитания доброжелательности, положительного отношения друг к другу.

- Игра «Наш детский сад» для закрепления знаний о детском саде, о его сотрудниках, воспитания уважительного отношения к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду и другие.

Этические беседы - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Предметом беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.

Так с целью углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками, доброжелательной интонационной выразительности речи, воспитания дружеских взаимоотношений, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам организовала беседу «Мои добрые поступки».

Продолжала знакомство с понятиями «добро» и «зло», формировала осознанное отношение к социальным нормам поведения, закрепляла навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни, знакомила со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения, продолжала воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми через беседу «Спешите делать добро».

Воспитанники систематическипринимали участие в различных социальных акциях:

- «Подари детям книгу» (сбор книг для детей в центр помощи родителям и детям.)

- «За чистый город» (листовки, газеты с рисунками и обращением детей к жителям города)

- «Покормите птиц зимой» (детско-родительский прект :изготовление кормушек, вывешивание кормушек в районе своего проживания, подкармливание птиц)

- «Поздравление ветеранов» и других.

На базе детского сада ежегодно организуется мероприятие «Ярмарка ремесел», на котором дети познакомились с бытом, традициями, народные праздниками, ремеслами народов Урала.

Одним из образовательных проектов стал проект «Растим патриотов».В нем отражены такие мероприятия как: «Моя семья», «Мой город», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Народные праздники», целевые прогулки по улицам города, названных в честь ВОВ и др.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, по данному направлению создана книга памяти «Чтобы помнили», в которой собрана информация о воевавших в ВОВ родственниках детей, лепбук «Великая отечественная война 1941г – 1945г».

Были проведены мероприятия, посвященное Героям Афганистана и Чеченской республики, ветеранам ВОВ, в ходе которого воспитанники посетили Аллею славы, где было рассказано о подвигах наших солдат, возложены цветы к памятнику неизвестному солдату;

Ведется работа над реализацией долгосрочного проекта (2019 – 2020 г.) «Я помню, я горжусь», направленный на формирование, обогащение и расширение знаний детей о семье, семейных традициях, чувства сопричастности к родному дому, национально – региональной культуре, родному языку, природе родного края, на воспитание нравственности.

В детском саду для дошкольников создана развивающая предметно-пространственная среда.

Осуществляется сотрудничество педагогов с семьей, работниками учреждений культуры города Красноуфимск (библиотека, краеведческий музей и пр., общественных организаций, включающее в себя установление доверительных деловых контактов, общей позиции в деле воспитания детей. Созданы условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада, работников музея, библиотеки и других эмоционально значимых для ребенка людей и учреждений. Проводится систематическая работа по психолого – педагогическому просвещению родителей в области нравственного, патриотического воспитания ребенка. Обеспечивается подготовленность педагогов по вопросам духовно – нравственного, патриотического воспитания детей, выражающаяся в обогащении их необходимыми знаниями, умениями.

Патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине («Я — гражданин России!», должно стать приоритетным направлением образовательно-воспитательной деятельности в любом современном образовательном учреждении.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-лото по нравственно -патриотическому воспитанию детей «Достопримечательности Кургана»Дидактическая игра-лото по нравственно -патриотическому воспитанию детей «Достопримечательности Кургана» Дидактическая игра – лото по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Достопримечательности Кургана».

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возрастаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» для детей старшего дошкольного возраста Мероприятие по патриотическому воспитанию «Колесо истории» Цели: Закрепить знания о своей стране, о истории своего села. Развивать логическое.

Месячник по нравственно-патриотическому воспитанию для детей второй младшей группы Месячник по нравственно-патриотическому воспитанию для детей второй младшей группы №2 с 8.02 по 29 .02. 2016 г. 2 неделя 1. «Хорошо у нас.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Образовательный проект для детей второй младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Семь Я» ПРОЕКТ «Семь Я»Актуальность проблемыКак у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности.

Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа)Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Перспективно-тематический план работы с детьми дошкольного возраста по патриотическому воспитанию (средняя группа) Составила Патракова.

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей 1 младшей группы (апрель-май) АПРЕЛЬ Семья 1. Беседа о том, что такое семья. 2. Рассматривание фотографий членов семьи детей. 3. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе.

Перспективный план работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Перспективный план работы с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе. Воспитатель МБДОУ №16 д\с.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Профессии и труд
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 марта 2020 в 18:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки