Наталья Юферова
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
«Как нет человека без самолюбия, так и нет
человека без любви к отечеству, и эта любовь
к сердцу человека…»
Публикация «Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества - эти вопросы всегда были и остаются важными направлениями государственной политики России. Государство уделяет большое внимание патриотическому воспитанию, рассматривая его как необходимое условие обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
О важности патриотического воспитания, приобщения ребенка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике «Концепция патриотического воспитания граждан РФ») [1].
Одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [2]. Поэтому нравственно–патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в дошкольной образовательной организации.
В современных условиях образовательной деятельности идеи патриотизма могут и должны стать тем стержнем, вокруг которого формируются высокие, социально значимые чувства, убеждения, позиции и устремления молодого поколения, воспитывается её готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством. Патриотизм органично включается в идеологию, в программы и содержание образования человека XXI века, и при этом его ценностное, духовно-нравственное основание является неотъемлемой частью современной концепции модернизации образования.
Основной целью проводимых мероприятий в детском саду является формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу.
Достижение поставленной цели осуществляю через решение следующих задач:
• Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, родному дому, детскому саду, городу, к природе родного края.
• Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
• Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Реализуя данные задачи, выстроила систему игр и мероприятий, способствующих улучшению качества формирования и воспитания маленького патриота.
Основные методы образовательного процесса:
- игровые;
- поисково – исследовательские;
- проблемные;
- воспитывающие ситуации;
- анализ и самоанализ;
- похвала, одобрение;
- пример;
- обращение к книге и к другим культурным источникам.
Особое внимание в своей работе, было направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.
Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания : на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.
Необходимым условием проведения целенаправленной работы является наличие образовательного проекта, который включает в себя как специально организованные занятия, так и совместно организованную и самостоятельную деятельность детей.
Мной были предложены дидактические игры, беседы, целевые проулки, акции различного рода, направленные на воспитание социокультурных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
-Игра «Дружная семейка» на воспитание интереса к своей семье, уважительное отношение к членам семьи, развитие умения рассказать о членах своей семьи.
-Игра «Волшебные слова» с целью воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям. Закреплять умение проявлять вежливость. Расширять словарный запас ребёнка набором вежливых слов.
- Игра «Добрые слова» для закрепления умения детей использовать в речи «добрые слова», воспитания доброжелательности, положительного отношения друг к другу.
- Игра «Наш детский сад» для закрепления знаний о детском саде, о его сотрудниках, воспитания уважительного отношения к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду и другие.
Этические беседы - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Предметом беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.
Так с целью углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками, доброжелательной интонационной выразительности речи, воспитания дружеских взаимоотношений, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам организовала беседу «Мои добрые поступки».
Продолжала знакомство с понятиями «добро» и «зло», формировала осознанное отношение к социальным нормам поведения, закрепляла навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни, знакомила со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения, продолжала воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми через беседу «Спешите делать добро».
Воспитанники систематически принимали участие в различных социальных акциях:
- «Подари детям книгу» (сбор книг для детей в центр помощи родителям и детям.)
- «За чистый город» (листовки, газеты с рисунками и обращением детей к жителям города)
- «Покормите птиц зимой» ( детско-родительский прект :изготовление кормушек, вывешивание кормушек в районе своего проживания, подкармливание птиц)
- «Поздравление ветеранов» и других.
На базе детского сада ежегодно организуется мероприятие «Ярмарка ремесел», на котором дети познакомились с бытом, традициями, народные праздниками, ремеслами народов Урала.
Одним из образовательных проектов стал проект «Растим патриотов». В нем отражены такие мероприятия как: «Моя семья», «Мой город», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Народные праздники», целевые прогулки по улицам города, названных в честь ВОВ и др.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа, по данному направлению создана книга памяти «Чтобы помнили», в которой собрана информация о воевавших в ВОВ родственниках детей, лепбук «Великая отечественная война 1941г – 1945г».
Были проведены мероприятия, посвященное Героям Афганистана и Чеченской республики, ветеранам ВОВ, в ходе которого воспитанники посетили Аллею славы, где было рассказано о подвигах наших солдат, возложены цветы к памятнику неизвестному солдату;
Ведется работа над реализацией долгосрочного проекта (2019 – 2020 г.) «Я помню, я горжусь», направленный на формирование, обогащение и расширение знаний детей о семье, семейных традициях, чувства сопричастности к родному дому, национально – региональной культуре, родному языку, природе родного края, на воспитание нравственности.
В детском саду для дошкольников создана развивающая предметно-пространственная среда.
Осуществляется сотрудничество педагогов с семьей, работниками учреждений культуры города Красноуфимск (библиотека, краеведческий музей и пр., общественных организаций, включающее в себя установление доверительных деловых контактов, общей позиции в деле воспитания детей. Созданы условия для совместной деятельности детей, родителей, педагогов детского сада, работников музея, библиотеки и других эмоционально значимых для ребенка людей и учреждений. Проводится систематическая работа по психолого – педагогическому просвещению родителей в области нравственного, патриотического воспитания ребенка. Обеспечивается подготовленность педагогов по вопросам духовно – нравственного, патриотического воспитания детей, выражающаяся в обогащении их необходимыми знаниями, умениями.
Патриотическое воспитание, ориентированное не столько на накопление очередной суммы знаний, сколько на развитие патриотических чувств, которые составляют основу гражданственности человека, гордости его за принадлежность к своей Родине («Я — гражданин России!», должно стать приоритетным направлением образовательно-воспитательной деятельности в любом современном образовательном учреждении.