ЮЛИЯ КАГИРОВА
Система работы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
В контексте модернизации современного образования актуальным становится вопрос создания в дошкольных учреждениях благоприятных социально-психологических условий, подготовка педагогов новой формации, способных развивать не только профессионально-важные качества, но и творчески претворять их в профессиональную деятельность, возникла острая необходимость в педагогах с высокоразвитым творческим потенциалом (креативностью, способных к инновациям и новаторству, способных успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях.
Публикация «Система работы по оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе» размещена в разделах
В настоящее время актуальна проблема психологического климата в педагогическом коллективе и на основе этого существующее нежелание у педагогических кадров потребности к саморазвитию, к проявлению креативности.
Оптимизация психологического климата в педагогическом коллективе зависит от взаимодействия различных факторов:
1) первый фактор – изучение коллектива как основа создания эффективного механизма взаимодействия руководителя и педагогов. Руководитель должен решить сложные задачи, стоящие перед ним, по определению места каждого из сотрудников в коллективе и его трудовых свершениях, включению каждого в круг необходимых организационных отношений. Поэтому методы управленческого воздействия, применяемые организаторами с целью стимулирования более эффективного достижения конечного результата, должны быть направлены на изучение каждого члена педагогического коллектива (сбор предварительных данных, наблюдение, изучении личностных качеств).
2) в основу второго фактора – изучения деловых качеств педагогов целесообразно положить выявление уровня их научно-теоретической, методической и психолого-педагогической подготовки, эффективности применяемых педагогических воздействий на детей и способов (форм) взаимодействия с ними, степени целеустремленности и заинтересованности в работе и ее результатах. Знание педагогов также является одним из условий эффективности расстановки педагогических кадров и содержания работы с ними.
3) третий фактор – система работы с педагогическими кадрами, которая должна ориентироваться на выбранную в коллективе педагогов цель, которая определяет формы, методы и содержание деятельности каждого педагога и всего педагогического коллектива по развитию профессионального мастерства. Различие целей и задач, индивидуальность каждого педагога должны предопределять индивидуальность целей, форм, методов, содержания и разнообразие компонентов системы работы с педагогическими кадрами.
Психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности сотрудников различными факторами жизнедеятельности коллектива организации. Именно руководитель может существенно повлиять на создание положительного социально-психологического климата в коллективе, а именно: на характер межличностных отношений, на отношение к совместной деятельности, на удовлетворенность условиями и результатами работы, на готовность к постоянной инновационной деятельности, на инициативность и предприимчивость, на готовность к самообразованию.
Руководителю нельзя забывать, что педагогический коллектив – это, прежде всего, коллектив людей, разных по возрасту и опыту педагогической работы, по характеру и коммуникабельности, по интересам и ценностным ориентациям, по темпераменту и волевым качествам. Благоприятный психологический климат, приводящий к сплоченности педагогического коллектива, способствует стремлению педагогов к саморазвитию, к инновациям, новаторству, развитию творческого потенциала (креативности).
На основе вышеперечисленного, нами была разработана и применяется программа, направленная на оптимизацию психологического климата в педагогическом коллективе, которая состоит из двух разделов:
Раздел 1 – программа психологического содействия адаптации начинающих педагогов к дошкольному учреждению.
Раздел 2 – программа – тренинг взаимодействия старшего воспитателя и педагога-психолога ДОУ с коллективом, направленный на повышение мастерства педагогов в области коммуникативной компетентности.
Таким образом, главное в работе с кадрами в нашем учреждении – это оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, а также необходимых современному педагогу свойств и качеств личности.