МААМ-картинки

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе»

Анастасия Брескина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе»

Семинар-практикум "Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ"

Цель: Дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, особенностях, участниках, последствиях; способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения, развитию воображения, умения понимать друг друга без слов; обучать простым способам избавления от негативных эмоций; познакомить с результатами диагностического обследования коллектива.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе“» размещена в разделах

Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас всех! Нашу встречу я хотела бы начать с притчи.

Притча «Коробочка»

Мораль притчи такова - все мы разные: у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).

- Встаньте, пожалуйста, те, кто никогда не попадал в конфликтную ситуацию, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…

Никто из нас не встал.

Упражнение «Ассоциации»

- С чем ассоциируется у вас понятие «конфликт»? Какой образ подсказывает ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что «похож» конфликт? (Ответы)

- Назовите классический образец неразрешимого конфликта? (Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту)

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» даётся задание назвать, как можно больше позитивных последствий конфликта; второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (5 минут) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда, но зато … (2 команда)

Упражнение «Нарисуй конфликт»

Я предлагаю вам прибегнуть к помощи воображения и изобразить конфликт с помощью образов, символов, цвета (1 мин) (обсуждение).

- Очень часто поводом для конфликтов являются обиды и гнев. Древний мудрец Баласагуни в своем стихотворении очень точно описал человека, которым управляет гнев:

«Гнев отнимает разум у людей, Во гневе добрый человек – злодей. А тот, кто праведнее всех, Во власти злобы совершает тяжкий грех»

Поясните эти строки с психологической точки зрения (ответы педагогов).

Сейчас мы снова прибегнем к силе воображения, потому что воображение является наибольшей силой в плане изменения человека.

Упражнение «Музей обидных воспоминаний»

Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида - это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства — болезни. Попробуйте дома написать все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им:

«Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!»

И порвите этот лист, или сожгите. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.

Почему люди кричат (Философская притча)

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека. Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Упражнение «Изобрази»

Каждому участнику предлагается изобразить различные типы конфликтных личностей. Демонстративный. Танк. Пиявка. Обвинитель. Сплетник. Подлиза. Обвиняющий критик. Подстрекатель. Ледышка. Конкурент. Бессовестный лгунишка. Невежа. Втаптывающий в грязь. Болтун. Избегающий неприятностей.

Стили поведения конфликтной личности (практикум) диагностика

Упражнение «Найди правильный ответ»

1. «Компромисс» :

«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

2. «Приспособление» :

«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

3. «Конкуренция» :

«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

4. «Сотрудничество» :

«Чтобы я победил, ты должен проиграть».

5. «Избегание» :

«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Ответы:

1. Стиль «Конкуренция» : «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

2. Стиль «Приспособление» : «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

3. Стиль «Компромисс» : «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

4. Стиль «Сотрудничество» : «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

5. Стиль «Избегание» : «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Психолог: Из всех названных стилей какой является наиболее

- активным и эффективным (сотрудничество)

- наиболее конфликтным (соперничество)

- занимает промежуточную позицию, совмещая в себе активную и пассивную форму поведения (компромисс)

- пассивная форма поведения (избегание и приспособление)

Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок»(участники зачитывают свои ответы). Давайте определим, к какому способу выхода из конфликтной ситуации относятся ваши ответы (обсуждение).

Психолог: В коллективе работают совершенно разные люди. Скажите, чем мы все отличаемся?

Упражнение «Все мы разные»

- Какие, на ваш взгляд, существуют наиболее эффективные способы профилактики конфликтов в педагогическом коллективе? (создание благоприятной атмосферы, хорошего эмоционально-психологического климата, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении, не доводить ситуацию до конфликта, а предупреждать его возникновение).

- Назовите объективные обстоятельства, способствующие профилактике деструктивных конфликтов.

- Что способствует сплочению коллектива?

Психолог: С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе необходимо проводить его изучение, т. е. осуществлять диагностику психологического климата, личностных качеств педагогов, определение «слабых» и «сильных» сторон и т. д.

Сегодня я ознакомлю вас с результатами диагностики групповой сплоченности — чрезвычайно важного параметра, показывающего степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, и мы их проанализируем.

Упражнение «Произнести свое имя с разным усилием голоса»

Упражнение выполняется стоя в круге. Каждому участнику предлагается по очереди произнести свое имя, постепенно усиливая громкость голоса. Первый произносит шепотом, последний должен прокричать. Затем идет обратный процесс по снижению силы голоса.

Упражнение «Договориться без слов»

Построиться по росту, длине волос, датам рождения (с января по декабрь, цвету глаз (от самых светлых до самых тёмных).

Упражнение «Танец шаманок»

Каждый участник держит в обеих руках за два конца ленту или шнур длиной 70 см, стоящие слева и справа присоединяют свои ленты и держат вместе. Звучит шаманская музыка, каждый по очереди задает определенное танцевальное движение, все остальные повторяют эти движения синхронно, так, чтобы ленты не смогли рассоединиться.

Упражнение «Дискуссия»

Назначение: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на «тройки». В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого-и-немого» : он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении — зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика» : он может говорить и видеть; третий «слепой-и-немой» : он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание договориться о месте, времени и цели встречи:

1 тройка – встретится в летнем парке на аттракционах в 12.30 в воскресенье;

2 тройка – встреча выпускников в школе в 19.00 в субботу;

3 тройка – поездка к бабушке в деревню Вишневую завтра в 14.00;

4 тройка - встреча на берегу Чёрного моря через месяц.

Релаксационный тренинг

Цель: снятие эмоциональной усталости

Психолог. Ну, и закончить свое выступление мне хотелось бы притчей «О храме с тысячью зеркал».

Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы. Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!

Психолог: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.

Упражнение «Аплодисменты»

Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!

Публикации по теме:

Сказкотерапия как один из способов преодоления конфликтов в детском коллективе ДОУ Старший воспитатель МДОУ – Центр развития ребёнка – детский сад № 35 Кошкина Наталья Александровна «Сказкотерапия, как один из способов.

Групповой семинар-практикум для педагогов «Организация игровой деятельности в процессе адаптации к ДОУ» Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. Детский сад - новый период в жизни ребенка. При поступлении.

Семинар-практикум «Благоприятный микроклимат в коллективе» Семинар – практикум по теме «Благоприятный микроклимат в коллективе- основа эффективного взаимодействия участников реабилитационного процесса».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Счастье — это когда тебя понимают» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов. Задачи: 1. повышение уровня психологической культуры; 2. развитие умений проявлять.

Семинар-практикум для педагогов на тему «Психологическая комфортность ребёнка во время пребывания в ДОУ» Цель семинара: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Формировать у.

Семинар-практикум для педагогов по адаптации детей раннего возраста к ДОУ «Социальное партнерство детского сада с родителями в период адаптации к ДОУ». педагог-психолог Лысенко Светлана Викторовна Цель: повышение.

Семинар-практикум для педагогов «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе» Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования детей «ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ» Осман В. И. ,.

Семинар-практикум для педагогов «Театрально-игровая деятельность в ДОУ» Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Оборудование и материалы: бросовый.

Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУСеминар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной литературе» для педагогов ДОУ Семинар-практикум «Приобщение детей к художественной.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Семинара-практикума для педагогов ДОУ на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки» Цель: Повышение педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе»
Опубликовано: 10 января 2019 в 19:55
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД