Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки»

Юлия Аёшина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки»

Семинара-практикума для педагогов ДОУ на тему:

«Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки»

Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ в воспитании духовно-нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки.

Ход семинара-практикума:

1. Вступительное слово воспитателя «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки,

музыки, фантазии и творчества.

Без этого он – засушенный цветок»

В. А. Сухомлинский

Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка - источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости и честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребёнка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают обогащать ребёнка эмоциями, развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Благодаря сказке ребёнок узнаёт, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений: что в любой миг мир может заговорить, потому что он- живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчётливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы.

Однако, как показали наблюдения, у детей стал пропадать интерес к книге в целом и к русскому народному творчеству в частности.

- Как вы считаете какие это причины? (отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что- то почитать детям; замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора (Смурфики, Лунтики, Смешарики, Суперсущества); не понимание родителями роли книги в развитии детей; внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация; вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов; не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми; не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды)

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев.

Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств.

Все русские народные сказки, без исключения, являются учебником нравственного воспитания ребёнка, и способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо представить и сердечную чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, а так же и благородство души. Важный смысл, который несёт сказка для дошкольника – усвоить не пассивность, а активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.

2. Уважаемые коллеги, предлагая начать с разминки, ответив на вопросы:

- Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство (Лиса)

- Назовите часть женского наряда, в которой вмещается озёра, лебеди и другие элементы природной среды. (Рукава)

- Сказочный персонаж долгожитель – это (Кощей-Бесмертный)

- Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей (Игла)

- Кто исполнял все желания Емели (Щука)

- Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом (Баба Яга)

- Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка (Купец)

- Назовите место рождения Колобка. (Печь)

- Кого в русских народных сказках называют Кумушкой? (Лиса)

- Кто разрушил Теремок и катал Машеньку на спине? (Медведь)

- Какое блюдо готовил солдат из топора в русской народной сказке? (Кашу)

- В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка (Крошечка Ховрошечка)

- Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? (Вот и сказке конец, и я не молодец. Сколько знал, столько я сказал. И стали они в добре поживать, лиха не знавать. Он женился на Василисе-царевне и жил с нею долгие лета в любви и согласии. Вот веселым пирком, да и за свадебку: Иван-дурак женился на ней; стали жить да быть, и теперь живут. С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде похваляется, тем и сказка кончается. Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. Я там был: мед, пиво пил; по усам текло, а в рот не попало. Он очень любил ее, и они оба дожили до глубокой старости. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать, да медок попивать. И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят. И стали они жить да поживать, ума наживать, а лиха избывать. Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец. Он вернулся домой, зажил с женой еще лучше, еще богаче прежнего)

3. Конкурс: «Сочини новое окончание сказки».

Я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой «Репка» - «Сочини новое окончание сказки» (Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»). В сказке о репке говорится, о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.

А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут- потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».

И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца. (Далее педагоги предлагают свои варианты окончания данной сказки)

4. «Красочный конкурс»

Каждой команде педагогов (из 5-6 чел.) предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. (народные и авторские сказки).

Русские народные сказки - Теремок, Колобок, Гуси-Лебеди, Курочка-Ряба, Три медведя, Репка, Лисичка Сестричка и серый волк.

Авторские сказки- Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкин, Кот в сапогах, Красная Шапочка Ш. Перро, Дюймовочка Х. К. Андерсен,Айболит,Муха-Цокотуха (сказка в стихах) К. Чуковский, пьеса-сказка С. Я. Маршака 12 месяцев.

5. «Загадки от Колобка»

«Узнай сказку по её отрывку»:

1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, простившись с зелёной кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей (Царевна-лягушка)

2. Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом. (Колобок)

3. Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел. (Волк и козлята)

4. Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд. (Репка)

5. Сидит парень на печи,

Уплетает калачи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (По щучьему велению)

6. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала. (Гуси лебеди)

7. Миша по лесу идёт,

Короб на спине несёт –

Пироги для бабы с дедом

Внучка Маша напекла-

Несговорчивого Мишу

Вокруг пальца обвела (Маша и медведь)

8. Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла (Три медведя- Маша)

9. Не послушался братишка

Старшую сестрицу

И попил из лужицы

Мутную водицу.

Много горя принесла

Им нечистая вода. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

10. Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке ее ожидает.

Жаба под утро ее украдет,

В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)

11. Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

6. Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:

1. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»(Репка)

2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»(колобок)

7. Конкурс «Живая сказка».

Каждой команде необходимо показать движениями, мимикой, жестами сказку без слов. Обе команды должны угадать название сказки соперников («Репка», «Теремок»).

8. Сказочная математика.

Назовите пять сказок, где героями выступают дед и баба. (Курочка Ряба, Репка, Колобок,

Баба решила связать варежку всем лесным героям сказки “Колобок”.

Сколько получится пар (ЧЕТЫРЕ ПАРЫ)

Полночь- это который час? (“Золушка” 12 ЧАСОВ)

Петушок испек всей семье по два пирожка. Сколько получилось пирожков? (Сказка “Колосок”- 6 пирожков)

Герои сказки “Репка” встретились с героями сказки “Колобок”. Они захотели попить чаю. Сколько чашек им понадобилось? (5+4=9)

На авторалли встретились все герои сказок “Три поросенка” и “Три медведя”. Сколько героев было на встрече? (4+4=8)

Крошечка Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами: Одноглазкой, Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у этой компании? (8)

Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила. Ряба снесла еще три яичка. Мышка эти тоже разбила. Курочка Ряба поднатужилась и снесла еще пять, но бессовестная мышка разбила и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить яичницу дед и баба, если бы они не разбаловали свою мышку( 1+3+5=9)

Назовите три сказки, героями которых были братья. (Три поросёнка, Сивка-Бурка, Лягушка Царевна)

Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7)

Какой по счёту стояла кошка в сказке Репка? (5)

Назовите пять сказок, героям которых была лиса. (Лисичка со скалочкой, Заюшкина избушка, Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурушка и лиса, Колобок)

9. Подведение итогов семинара-практикума: «Сказка – это маленькая модель мироздания»

Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке

1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

2. Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.

3. До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.

4. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.

5. Организуйте небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.

6. Рекомендации для педагогов : «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»

Игры со сказками во время прогулки, организационных моментах, в индивидуальной работе и т. д:

- «Отгадай название сказки»;

- «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;

- «Что лишнее?».

- «Сочини новое окончание сказки»;

- «Звукорежиссёры»;

- «Пропущенный кадр».

Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

- «Найди выход»;

- «Новые сказки»;

- «Сочини сказку».

Игры со сказками перед сном:

- «Сказочная цепочка»;

- «Встреча героев»;

- «Пересказ сказки по первым слогам».

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание на основе семьи и детского сада» Консультация для педагогов на тему: «Духовно-нравственное воспитание на основе семьи и детского сада» Духовно-нравственное воспитание подрастающего.

Презентация опыта работы по основам православной культуры «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ Н. Н. Шумеева Педагог дополнительного образования МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» Слайд.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Автор.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Духовно-нравственное воспитание детей посредствам сказки»
Опубликовано: 27 мая 2018 в 16:58
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о коллективной работе детей подготовительной группы «Домик для поросенка...
В сказке «Три поросенка» один из братьев – поросенок по имени Ниф-Ниф – решил, что ему не нужен дом-крепость и построил себе домик из соломы и листьев....
«Путешествие в сказочный лес по сказке» Теремок» для воспитанников младшей группы
Задачи:Закрепить способ соотнесение предметов по длине , величине . Упражнять в понятии " один " , "много". Развитие логического мышления. Воспитатель -...
Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (старшая группа)
Задачи. Закрепить представление детей о фруктах. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшой рассказ близко к тексту....
«Кубанское подворье». Макет своими руками
Макет «Кубанское подворье» будет полезен для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей. Наглядное восприятие - это лучший способ для того, чтобы...
Квест — игра «Страна Правил Безопасности».
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, музыкальная, познавательно - исследовательская. Интеграция образовательных областей:...