МААМ-картинки

Система работы по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС

Галина Петнева
Система работы по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС

ОПЫТ РАБОТЫ

«Система работы по патриотическому воспитанию в условиях внедрения ФГОС»

Составила: Заместитель заведующего

по ВМР Петнева Г. А.

2017г

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противоречием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема патриотического воспитания подрастающего поколения.

Публикация «Система работы по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС» размещена в разделах

В настоящее время, со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. Приняты нормативные документы по данной проблеме:

• Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»,

• Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г №1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»,

• Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751,

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и соответствует Закону «Об образовании в Российской» и Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования.

Одной из основных задач ФГОС ДО является : «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Образовательная программа МБДОУ детского сада №47 «Бельчонок» разработана на основе ФГОС ДО, Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, содержание которой реализует принцип уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации, формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения. Работа строится по принципу «от близкого к далекому, от простого к сложному» — от познания ребенком себя, своего имени, своих родителей в младшем дошкольном возрасте до знаний некоторых сведений об истории, достопримечательностях, главных улицах города в котором он живет — в старшем дошкольном возрасте.

Весь комплекс задач по патриотическому воспитанию дошкольников мы разделили на несколько блоков. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Разрабатывая темы на новый учебный год, мы решили, что темами по патриотическому воспитанию будут :

«Детский сад» - сентябрь

«Мой дом, поселок» - октябрь

• Русское народное искусство» -ноябрь

«День народного единства» - ноябрь

«Я и моя семья» - ноябрь

«Народные ремесла» - январь

«Пришла Коляда- отворяй ворота» - январь

«Есть такая профессия – Родину защищать» - февраль

«Масленица» - февраль

«День Победы» - май

В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.

Большая роль отводится созданию предметной развивающей среды ДОУ. Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей действительности предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Так в нашем детском саду собрано много экспонатов предметов быта русского народа (прялка, веретено, жаровой утюг, ухват, кочерга, самовар, сито, горшки для приготовления пищи, глиняные крынки и другая утварь, сделан макет русской печи). Педагогами разработаны дидактические пособия: «Из истории русского национального костюма», «Как раньше растили хлеб», «Русские народные праздники», «Русские народные игры», фотоальбомы «Щелковский муниципальный район», «Поселок Монино». В каждой группе оборудован уголок патриотического воспитания : в младших группах содержание ориентированно на ознакомление детей с микросоциумом (семья, детский сад, родной поселок); в старших группах материал по ознакомлению с родным поселком, страной, государственной символикой, также в группах выставляются предметы народного декоративно-прикладного искусства. В оформлении интерьера детского сада используются предметы быта русского народа и декоративно-прикладного искусства.

Работу педагогов по организации предметно-развивающей среды в группах стимулирует проведение различных конкурсов по патриотическому воспитанию. Так были проведены конкурсы «На лучшую дидактическую игру по патриотическому воспитанию», «Лучший уголок по патриотическому воспитанию». В результате проведенных конкурсов, обогатилось содержание уголков по патриотическому воспитанию (разработаны тематические папки «Награды Великой Отечественной войны», «Богатыри земли русской», «Моя семья», «Профессии» и другие, собраны фотоальбомы, разработаны дидактические игры «Путешествие по Монино», «Красота России», Калейдоскопы «Салют Победы», «Символ Победы», «Война и мир», «Узнай по силуэту», «Художественный салон» и другие). Данные пособия способствуют обогащению и закреплению знаний детей, развитию творческих способностей, желанию самостоятельно добывать знания.

Методическая работа в ДОУ – комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение педагогов.

Организация методической работы с кадрами по патриотическому воспитанию направлена на решение следующих задач:

1. Всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога.

2. Развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом.

3. Достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников по данной теме.

Педагогами нашего детского сада накоплен богатый опыт по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». В 2012 года на базе нашего детского сада был проведен марафон педагогического мастерства, на котором был обобщен и распространен опыт работы по данной теме в Щелковском районе.

Говоря о нравственно – патриотическом воспитании, нельзя останавливаться лишь на приобщении ребенка к культуре русского народа. Поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

• Формирование бережного отношения к природе и всему живому

Воспитание уважения к труду

• Формирование элементарных знаний о правах человека

• Расширение представлений о городах России

• Знакомство детей с символами государства

• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

• Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам

Для закрепления и систематизации знаний педагогов по различным направлениям патриотического воспитания организовываются консультации семинары –практикумы, деловые игры и открытые занятия:

«Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России»

«Дошкольникам о защитниках Отечества»

• «Музыка в формировании нравственно-патриотического воспитания детей

«Богатыри земли русской»

«По страницам великой Победы» и другие

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый детский сад должен строить свою работу в соответствии с местными условиями, ближайшим окружением.

Большое внимание уделяется работе по ознакомлению детей с родным краем. Это - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно добиться только систематической работой.

Начиная работу по воспитанию у детей любви к родному поселку Монино, педагог обязан сам хорошо его знать. Силами педагогов детского сада был оформлен альбом «Наш родной поселок Монино», где собран материал, о создании поселка, его развитии. Нашим путеводителем по родным местам служит книга Г. А. Череховой «Щелковский край. Городское поселение Монино». На основе архивных данных и материалов рукописной книги «История поселка Монино» показано развитие поселения, подробно освещается история ВВА имени Ю. А. Гагарина, книга имеет много иллюстративного исторического материала, освящена вся культурная, экономическая и социальная жизнь поселка Монино. Градообразующим учреждением многие годы была Военно- воздушная академия имени Ю. А. Гагарина, поэтому жизнь многих семей была неразрывно связана с академией, с военной службой. В нашем поселке трудились, жили и живут герои Великой Отечественной войны, герои труда, им установлены памятники и мемориальные доски. Всего на территории поселка 15 памятников и 28 памятных досок выдающихся военачальников. Поэтому надо показать ребенку, что родной поселок славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. В нашем поселке много памятников людям, посвятивших жизнь авиации и военно-воздушной академии. Для того, чтобы дети ближе познакомились с достопримечательностями, воспитатели проводят экскурсии или целевые прогулки к памятным местам (проводились целевые прогулки к памятникам К. В. Маслова, С. А. Красовского, к памятнику «Скорбящей матери», на аллею героев.

На экскурсии дети получают знания о родном поселке, обогащаются знаниями о героях Великой Отечественной войны и героях труда. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках детей и в других видах творческой деятельности. Проведение тематических дней, посвященных поселку Монино, проходят очень интересно. Материал отбирается с учетом возрастных особенностей детей: так дети младшего возраста получают первые представления о своем поселке – дети рассказывают о своем доме и любимом месте, где они гуляют с родителями; дети старшего возраста – знакомятся с названиями улиц, на которых они живут и историей происхождения названия, рассматривают фотографии с изображением памятников, рассматривают иллюстрации в книге о Монино, знакомятся с гербом Монино, воспитатель читаем исторические справки, посвященные нашему поселку, дети рассказывают о самых любимых местах в Монино. Знания, полученные на специально организованных занятиях, закрепляются в различных формах работы, в свободное время. Воспитателями подготовительной группы разработана дидактическая игра «Путешествие по Монино». Цель игры: обобщить знания детей о родном поселке Монино, в котором они живут, его особенностях и достопримечательностях.

Использование метода проектов в системе нравственно-патриотического воспитания является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

• педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

• родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

• дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Педагогами ДОУ разработаны проекты «Моя семья», «Мой поселок Монино», «Этих дней не смолкнет слава», «Детям о великой Победе».

Особый интерес у детей вызывают праздники «День защитников Отечества» и «День Победы», так как жизнь многих родителей и дедов была связана с армией. Дети могут наблюдать в городке за прохождением колонны курсантов кадетской летной школы, в названиях памятников и улиц живут имена героев Великой отечественной войны. В свободной деятельности воспитатели с детьми рассматривают иллюстрации о Российской Армии, памятных местах поселка Монино и Великой Отечественной войне, читают рассказы, учат песни и стихи.

Праздник, посвященный дню Защитника Отечества в детском саду, проходит с приглашением родителей. Особое удовлетворение дети получают от участия их родителей в спортивных состязаниях. Такие мероприятия способствуют не только сплочению семей, воспитанию гордости за своих родителей, но и воспитывают у детей гордость за нашу Родину, желание служить в армии, приносить пользу государству.

Многолетнее сотрудничество с Советом ветеранов, позволяет нам проводить праздники, посвященные Дню Победы с участием ветеранов. Детям бывает трудно понять все тяготы, которые перенесли эти люди, как героически они сражались, но видя пожилого человека, у которого вся грудь в орденах и медалях, дети восхищаются и понимают, что этот человек герой. К этому празднику дети готовят подарки ветеранам.

Хорошей традицией на День Победы стало посещение памятников выдающимся военным начальникам, служившим в Монино: Герою Советского союза маршалу авиации С. А. Красовского, основателю военного городка Монино К. В. Маслову, памятнику «Скорбящей матери» и возложение цветов к их подножию.

В детском саду разработан план работы с социумом, заключены договора о сотрудничестве с Монинской библиотекой, музыкальной школой, Домом офицеров. Все совместные проведенные мероприятия способствуют обогащению знаний детей, развитию творческих способностей.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует особого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Поэтому работа с родителями занимает важное место в данной проблеме.

С родителями проводилось анкетирование на тему «Что вы знаете о Монино?».

Консультации: «Музеи родного поселка», «Великие полководцы современности»

Фотовыставки: «Мой родной поселок», «Военные династии», «Кто подарил нам мир»

Родительские собрания: «Добрая семья прибавит разума, ума», «Растим патриота вместе».

Результатом работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Публикации по теме:

Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС до Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является.

Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС РМО в МБДОУ д/с №1 «Красная шапочка» Тема РМО: «Современные формы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях.

Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования Калимуллина Сания Фагимовна - воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светофорик» города Буинска Буинского муниципального.

Опыт работы НОД по конструированию в условиях ФГОС ДО Видео В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Стратегические изменения, происходящие в связи с.

Педагогический совет «Система работы по экологическому воспитанию в МБДОУ» Цель: Систематизировать работу ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Задачи: 1. Систематизация форм и методов работы.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе по ФГОС ДО Сентябрь Неделя Этические беседы Нравственно – патриотическое воспитание Тема: «Моя Родина. Мой город». Совместная, самостоятельная деятельность.

Доклад по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях развития системы дошкольного образования. Эпиграф: Вселенский опыт говорит,.

Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС до В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно.

Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Актуальность и просто жизненная необходимость.

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по патриотическому воспитанию в условиях ФГОС
Опубликовано: 16 марта 2017 в 08:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД