Елена Артюшенко
Система работы по совершенствованию психофизических функций детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности. Сегодня стало модным слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощённо – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».
Публикация «Система работы по совершенствованию психофизических функций детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр» размещена в разделах
«Игра должна служить основным рычагом физической культуры дошкольника», писал Е. А. Аркин. С помощью игр ребёнок овладевает полезными для него двигательными действиями упражняется в них. Подвижные игры привлекают детей возможностью применить свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки.
Качества силы, ловкости, быстроты, выносливости развиваются и совершенствуются в процессе подвижных игр.
Таким образом, интенсивность физического развития детей зависит от двигательной активности. Подвижная игра является основным средством совершенствования двигательной активности.
В своей работе мы определила следующую цель и задачи:
Цель: охрана, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, развитие и формирование психофизических качеств в процессе подвижных игр.
Задачи:
• формирование двигательных навыков и умений средствами подвижных игр;
• закрепление и совершенствование навыков сохранения правильной осанки и личной гигиены;
• воспитывать у детей организованность, дисциплинированность, самостоятельность, собранность в процессе подвижных игр.
Принципы и подходы:
• учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
• партнёрство с семьёй;
• принцип развития;
• принцип диалогического общения;
• принцип доверительного сотрудничества;
• принцип взаимного развивающего влияния педагога и ребёнка;
• здоровьесберегающий принцип;
• принцип комплексности и интегративности;
• принцип активности и сознательности;
• принцип гарантированной результативности.
Методы:
• игровые;
• словесные (рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, инструктаж, анализ ситуаций, обсуждение);
• наглядные (метод иллюстрирования, метод демонстрации, метод показа, наблюдение);
• практические (упражнения устные, двигательные).
Используемые технологии:
• Игровые технологии;
• Здоровьесберегающие технологии;
• Технология развивающего обучения;
• Информационно-коммуникационные технологии;
• Технология интегрированного занятия;
• Технология проектной деятельности или метод проектов.
Характеристика предметно-развивающей среды и наполняемость физкультурного зала.
Спортивное оборудование и инвентарь являются безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
Организация предметно-развивающей среды базируется на следующих принципах:
- насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
Предметно-пространственная развивающая среда соответствует возрастным периодам развития ребёнка дошкольного возраста.
Спортивное оборудование: гимнастические скамьи, лестницы: гимнастическая лестница; дуги металлические и деревянные для подлезания и перепрыгивания, наклонная гимнастическая доска, тоннели складные, массажные дорожки для профилактики плоскостопия, гимнастические палки, канат для перетягивания, маты гимнастические, мягкие модули. Спортивно-игровой инвентарь: щиты-мишени навесные, обручи, скакалки, ленточки и флажки разноцветные, гимнастические ленточки, кегли, бадминтон, наборы для спортивных игр «Хоккей», «Футбол», «Волейбол», «Городки» детские гантели, фанатки болельщиков.
В каждой группе оборудован спортивный уголок.
За основу при проведении образовательных ситуаций взяла перспективный план занятий, рекомендованный в практическом пособии М. Д. Маханёвой «Воспитание здорового ребёнка».
Однако в данном пособии подборка подвижных игр недостаточно проработана. Поэтому мы разработала свою систему подвижных игр, используемых мной при проведении образовательных ситуаций и других видах детской деятельности.
Подвижные игры классифицированы нами по видам движений, определены задачи каждой подвижной игры, содержание, варианты. Определены психофизические качества, развиваемые в данной игре.
Подвижные игры проводятся соответственно теме занятия, задачам.
Все подвижные игры можно проводить как в спортивном зале, так и на спортивной, игровой площадке. В повседневной жизни дети закрепляют подвижные игры. Широко используют в организованной и самостоятельной игровой деятельности, на праздниках, досугах, утренней гимнастике, развлечениях.
Формы работы при проведении подвижных игр : фронтальные, поточные, групповые, индивидуальные.
За основу определены принципы: систематичность, последовательность, постепенность, учёт индивидуальных и возрастных особенностей, наглядность, Осуществляется принцип взаимодействия. Все образовательные ситуации осуществляются с использованием подвижных игр строятся по единому алгоритму:
• Объяснение,
• Показ с использованием спортивного инвентаря и оборудования.
• Работа над игрой.
Все подвижные игры соответствуют целям образовательных ситуаций, их можно использовать как в старшей группе, так и в подготовительной группах. Использовать инвентарь и оборудование необходимо соответственно задачам непосредственно образовательным действиям, другой двигательной деятельности.
Подвижные игры, развивающие выносливость, ловкость. Основной вид движений - ходьба.
Подвижные игры, развивающие выносливость, ловкость, быстроту, силу. Основной вид движений – бег.
Подвижные игры, развивающие быстроту, реакцию, ловкость, выносливость, силу. Основной вид движений – прыжки.
«Большая прыжковая эстафета».
Задачи: совершенство-
вать прыжки, продвигаясь вперёд, развивать выносливость, быстроту, силу, воспитывать дружеские отношения в коллективе. Дети строятся в две команды, колонны за направляющими. По сигналу выполняют прыжки на двух ногах из обруча в обруч до отметки. Побеждает команда первая закончившая выполнять задание. Можно выполнять прыжки через скакалку до отметки, или же прыжки через дуги, высотой 10 см, через бумы, до определенной отметки «Кто быстрее».
Обручи,
скакалки дуги, для пере-
прыгивания. В самостоятельной игровой деятель-
ности, на занятиях, досугах.
Флажки. В самостоя-тельной игровой деятель-
ности, на занятиях.
Подвижные игры, развивающие выносливость, силу, реакцию. Основной вид движений – метание, бросание, ловля.
Игровые упражнения, развивающие гибкость.
Работа с семьями воспитанников.
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной, гигиенической культуры. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребёнка, его физического развития. В «Концепции дошкольного воспитания» подчё ркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако, дошкольник – не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
Мы уверена, что ни одна, даже самая лучшая, физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй, если в дошкольном учреждении не создано сообщество «дети – родители – педагоги».
Совместная работа с семьёй строится на следующих основных принципах, определяющих её содержание, организацию и методику.
1. Единство.
Оно достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребёнка понятны не только воспитателям, но и родителям, если семья знакома с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом).
На начало каждого учебного года и всего периода пребывания ребёнка в детском учреждении составляется составляется план работы ДОУ с семьёй.
3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье. Учёт способностей ребёнка и интересов семьи. Учитывается состав семьи, структура родственных связей.
4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в детском саду.
В соответствии с перечисленными принципами работа с семьёй включает :
• целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические правила, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д. ;
• ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка и его психомоторного развития» (в индивидуальном порядке);
• ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребёнка.
Проводится следующая работа
1) участие родителей в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
2) обучение родителей конкретным приёмам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, самомассаж, разнообразные виды закаливания).
В этих целях я широко использую формы работы с родителями :
• информация для родителей на стендах, в папках-передвижках,
• консультации;
• семинары – практикумы;
• деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций; решение педагогических кроссвордов и т. д. ;
• открытые дни» для родителей с просмотром разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе; закаливающих и лечебных процедур и т. д.
Практика, ориентированная на семью, не определяется как набор форм и процедур, скорее, она требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребёнком, сотрудничать с ними.
Диагностика.
Оценка физической подготовленности проводится нами два раза в год, в начале учебного года - октябре, в конце - мае. При обследовании двигательных навыков детей дошкольного возраста, я стараюсь выявить способности каждого ребёнка в каком-либо спортивном движении или определённом виде спорта для того, чтобы через них развивать и укреплять чувство удовлетворения от движения, а значит, воспитывать потребность к физической культуре. Конечно же, не обязательно сделать из всех детей спортсменов, но научить их получать удовлетворение от физических упражнений и движений на протяжении всей последующей жизни - долг инструктора физической культуры.
Данное обследование проводилось по выявлению и определению психофизических качеств : выносливости, силы кистей рук, гибкости, скорости, умения прыгать в длину с места, метания правой и левой рукой.
По итогам диагностики можно сделать вывод, что высокий уровень физической подготовленности имеет небольшое количество детей. Причиной таких итогов может служить то, что многие родители недостаточно уделяют внимания физическому воспитанию, считая приоритетными навыки чтения, письма, рисования и т. д. Проанализировав данную ситуацию, мы поставила перед собой цель - изменить общую картину, развивая и совершенствуя основные двигательные качества средствами подвижных игр, повысить процент высокого и выше среднего уровней физической подготовленности старших дошкольников.
Высокие показатели имеют, как правило, дети с повышенной двигательной активностью, первой или второй группой здоровья, не имеющие хронических заболеваний. Такие дети не относятся к категории частоболеющих. Умеют сохранять внимание продолжительное время, обладают выдержкой.
Средний уровень физической подготовленности имеют в основном дети, одарённые от природы, но неуравновешенные и непоследовательные, они имеют холерический тип нервной системы, увлекаются то одним, то другим и ничем продолжительно не занимаются. Такие дети имеют первую или же вторую группу здоровья, не имеют, как правило, хронических заболеваний.
Низкий уровень физической подготовленности имеют дети меланхолические и ослабленные, с приобретёнными и наследственными отклонениями в здоровье, такие дети тяжело входят в мир движений, им необходима более низкая нагрузка на все группы мышц. Если на них не обращать внимание, навсегда потеряют интерес к физической культуре, веру в свои силы и возможности.
На основании результатов диагностического обследования можно наблюдать динамику развития психофизических качеств обусловленных вниманием, которое уделяется укреплению здоровья детей, своевременному формированию двигательных умений и навыков, совершенствованию основных видов движений старших дошкольников.
Выводы и заключение.
Ценность игр заключается в скрытых педагогических возможностях, в них заложенных, скрытых от невооружённого глаза.
Подвижная игра действительно обладает способностью организовать детскую жизнь, дать ей содержание.
Выводы:
1. Являясь коллективными, игры создают зону ближайшего развития для формирования коммуникативной и социальной компетентности детей, а также для формирования способности произвольно регулировать своё поведение и развитие сенсомоторных качеств.
2. Подвижные игры положительно влияют на психофизическое развитие дошкольников, на характер их поведения и на личностные качества.
3. Подвижные игры открывают большие возможности для благоприятного воздействия на здоровье и физическое развитие детей.
4. Проведение подвижных игр на открытом воздухе является самой простой, доступной мерой закаливания.
5. Подвижные игры способствуют закреплению навыков движения, дают возможность применять их в разнообразных и изменяющихся условиях.
6. Подвижные игры в коллективе вызывают у детей весёлое, радостное настроение, сближают их, способствуют развитию дружеских чувств между ними.
7. Улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.
Игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим типом деятельности определяет развитие всех существующих сторон личности ребёнка, подготавливает переход его на новую возрастную стадию развития.
Аннотация к системе подвижных игр детей старшего дошкольного возраста.
Система подвижных игр обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста, в том числе их эмоционального благополучия, развития психофизических качеств и способностей у детей в процессе физкультурно- оздоровительной деятельности, коммуникации с взрослыми и детьми.
Система направлена на :
- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опроно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущербу организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, прыжки, повороты в обе стороны,
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
- овладение подвижными играми с правилами,
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере,
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Особое внимание в системе подвижных игр отводится организации движений детей (таких как ходьба, бег, построение-перестроение, прыжки, метание, лазание, и др.).
Система подвижных игр педагога :
- сформирована с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов;
- учитывает специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовтельная деятельность;
- ориентирована на те формы организации работы с детьми, которые в наибольшейстепенисоответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогиеского коллектива.