Ирина Цыкун
Система работы с дошкольниками по ознакомлению с государственной символикой
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по ознакомлению детей с Государственной символикой проводится в два этапа. Первый этап – подготовительный. Работа по нему начинается в старшей группе и его основной задачей является лишь подвести детей к пониманию назначения и некоторых внешних характеристик флага и герба.
Занятия на этом этапе проводятся в двух направлениях:
1. Знакомство с родным краем;
2. Знакомство с символами «флаг», «герб».
В подготовительной группе осуществляется второй этап работы -непосредственное ознакомление с гербами городов России.
Публикация «Система работы с дошкольниками по ознакомлению с государственной символикой» размещена в разделах
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
СИСТЕМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
1. Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира, в частности знакомство с родным городом, районом
На этом этапе проводится обычная работа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребёнке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт.
На этом этапе педагог собирает, анализирует и доводит до детей всю интересную информацию о родном городе:
1. Это могут быть какие-то исторические факты местного значения
2. Это может быть окружающая природа, её роль в развитии местной промышленности и жизни людей
3. Это может быть информация об основных профессиях горожан; нужно объяснить детям, что то, что производится в их городе, очень нужно в других городах.
4. Это может быть информация о спальных районах, об их инфраструктуре, которая облегчает жизнь жителям: магазины, детские сады, школы, спортивные секции, поликлиники, предприятия бытового обслуживания.
Таким образом, необходимо найти возможность поселить в душе ребёнка чувство гордости, уважения и любви к месту своего жительства.
2. НОД по знакомству с историей возникновения главных государственных символов : флага и герба.
На этом же подготовительном этапе с детьми проводятся первые занятия по введению их в мир государственной символики. Занятия посвящены истории возникновения флага и герба как символа. Расшифровка символики изображений и цвета на этом этапе пока не даётся.
3. Закрепление материала в других видах деятельности.
НОД по физической культуре (подвижная игра «К своему флажку беги», использование символики в командных подвижных играх, эстафетах, соревнованиях)
НОД художественно-эстетического цикла (изготовление стягов, флагов из бумаги, ниток, лоскутков, ленточек; изготовление альбомов, где собраны иллюстрации с разнообразным использованием флага и его изображения, раскраски с изображением рыцарей со щитом, рисование своего собственного герба, флага России, придумывание и рисование флага для своей или фантастической страны)
Свободная творческая деятельность детей (рассматривание флагов в альбоме по ознакомлению с окружающим «Мир вокруг нас»; дидактические упражнения по теме «Флаг», «Герб»)
4. Работа с родителями
Лето – период отпусков и поездок. Дети с родителями ездят на экскурсии, к родственникам в разные города.
Воспитатель предлагает родителям во время в другие города обращать внимание ребёнка на своеобразие городов, на то, чем отличаются от их родного города, на природу, архитектуру. Если есть возможность можно посетить краеведческий музей и узнать историю города, приобрести сувениры с изображением городской символики и сделать 1-2 фотографии ребёнка на фоне примечательных мест.
СИСТЕМА РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Работа на этом этапе организуется как во время НОД, так и в разнообразных видах деятельности детей.
1. Непосредственно образовательная деятельность
Также как и в старшей группе проводится НОД по формированию целостной картины мира, коммуникации, изодеятельности.
Темы НОД могут быть разнообразны:
«История в гербах»
«Руки трудовые» (отражение в гербах профессий)
«То берёзка, то рябинка» (экология в гербах)
«На страже Родины» (военная тематика в гербах)
Викторины
2. Освоение и закрепление материала в других видах деятельности
Это требует от педагога отличного знания материала, а также наличие большого количества наглядных и дидактических пособий. Ознакомление с темой происходит не на отдельно организованном занятии, а в процессе всех видов деятельности в течение всего учебного года. Основой является предварительная работа с родителями, выполнение ими задания на лето – сбора информации о знакомых детям городах России.
Способы организации работы.
Информация даётся детям в краткой беседе, например, утром, пока накрываются столы к завтраку. Варианты начала бесед могут быть разнообразными:
Во время бесед о том, кто где отдыхал летом, воспитатель может рассказать и о своём путешествии в какой-то город. При этом он рассказывает какую-нибудь очень яркую историю и показывает герб.
Воспитатель, если он провёл детство в другом городе, может рассказать о своём городе.
Поводом для бесед может послужить сбор экспонатов в мини-музей государственной символики
Поводом могут служить и выполненные вместе с родителями работы детей – мини-отчёты о поездках в другие города (размер А-4)
Работа с гербами может служить и фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых и их значении в жизни природы и человека, можно в заключении рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы
К памятным датам (День защитника Отечества, День Победы) можно приурочить беседы о героическом прошлом нашей Родины. В гербах оно отражается через изображение крепостных стен, оружия, воинов, ядер и т. д.
Основные этапы работы.
Начинать работу следует с самых «говорящих» гербов, таких, как, например, герб города Липецка или Иваново. В этих гербах изображение «буквально» и не допускает двойственного понимания. Пусть дети сами сделают свои предположения, чем знамениты эти города, почему они выбрали себе такое изображение для герба.
На следующем этапе можно начинать подводить детей к пониманию «символ». Для этой цели удобно использовать герб города Тамбова. Изображённые на нём пчёлки и улей могут пониматься двояко. Конечно, это символ пчеловодства, но с другой стороны, герб как бы говорит нам о том, что жители города такие же дружные, как пчёлы, и так же готовы защитить свой город, как пчёлы свой улей. Для закрепления можно дать детям значение символов-животных, принятых в геральдике, а также познакомить с цветовой символикой.
Следующий этап позволит детям закрепить полученные ранее на других занятиях элементарные географические и экологические знания.
*предложите рассмотреть набор гербов и найти среди них те
города, которые могут находиться на Севере, на Юге. Какие
характерные изображения отражены в них?
Гербы городов России могут служить и прекрасным подспорьем для знакомства с профессиями.
Самая интересная тема для детей – это знакомство с историческими гербами. В геральдике их принято называть «легендарные».
На заключительном этапе работы, кода дети хорошо ориентируются в символике гербов, когда их представления о родной стране, её природе, истории, людях значительно расширились, можно начинать работу по ознакомлению с такой сложной символикой, как московский герб – «Георгий Победоносец» и «Двуглавый орёл» – символ России.
3. Работа с родителями.
Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей работы. Именно они вводят детей в мир других городов. Первый «другой город» у каждого ребёнка свой собственный. Он там был, он его знает, там живёт близкий ему человек.
Родители помогают ребёнку составить рассказ об этом городе, оформить альбомную страничку (рисунки, фотографии).
С помощью родителей можно создать мини-музей государственной символики. Разбор домашних архивов – тоже прекрасный повод для бесед с ребёнком. Возможно, в доме найдутся открытки, значки, вымпелы и другие предметы с символами городов.
На заключительном этапе работы родителей можно пригласить к участию в викторине.