Лучший педагог года

Система вокально-технических упражнений для развития голоса ребенка

Анна Стецко
Система вокально-технических упражнений для развития голоса ребенка

Система вокально-технических упражнений

для развития голоса ребенка

Упражнения для младших школьников должны быть предельно просты в музыкальном отношении, они не должны включать в себя большого количества нот, должны быть ритмически простыми и мелодически ясными, не содержать больших интервалов, не затрагивать крайние ноты диапазона. Должны петься в умеренном темпе. Вначале следует подыгрывать мелодию, постепенно переходя к пению соло под аккомпанемент.

Публикация «Система вокально-технических упражнений для развития голоса ребенка» размещена в разделах

Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически.

I. Приемы формирования опоры певческого голоса

1. Поем слог: "ва", "ма" или "да". В удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.

2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Особое внимание важно уделить ровности и качеству звука, а так же подаче дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков - legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.

3. На одной ноте петь все гласные (а, э, и, о, у; а, о, э, и, у, не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на "а" гортань зажата. В этом случае надо начинать с удобной гласной; исходя из этих сложностей многие педагоги категорически против пения вокализов сольфеджио, особенно на раннем этапе обучения, так как внимание поющего направлено в другое русло, что отражается на качестве звука.

4. Упражнение называется «Под водой». Берем вдох носом с круговым движением рук, соединяя вверху. Медленно опускаем руки и делаем такой же выдох (как поршень). Сбрасываем остатки дыхания и опускаемся «под воду». Идет задержка дыхания. Затем «выныриваем» и берем вдох. Так же с помощью рук. И повторяем.

II Приемы формирования правильного звукообразования

1. Упражнение на работу органов артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика

«Подуем на торт»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой и дуют, стараясь, чтобы воздушная струя была ровной. Упражнение развивает у детей равномерный и продолжительный выдох.

«Улыбка»

Удерживают губы в улыбке, не показывая зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Часики»

Сначала делаем упражнение «Улыбка» : зубы разомкнуты примерно на два сантиметра, губы в улыбке, резцы обнажены.

Затем дети высовывают язык и поворачивают к правому углу рта. Затем делают то же движение, но к левому углу рта.

Нужно чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, а должна быть неподвижной!

2. Дикционные упражнения

А) согласные звуки

1. Активно произносим, чередуя звуки — п-б, б-п, п-б, б-п.

Звуки короткие, без лишних призвуков

2. Перечисляем слоги:

пи, пэ, па, по, пу

би, бэ, ба, бо, бу

Звук «б» — звонкий, взрывной

3. В конце слогов добавляем согласный звук:

пип, пэп, пап, поп, пуп

биб, бэб, баб, боб, буб

В конце слога произносить звук «б» звонко, не заменяя его звуком «п»

4. Работаем над парными согласными т-д. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки т-д

5. Работаем над парными согласными в-ф. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки в-ф

6. Работаем над парными согласными г-к. Повторяем упражнения 1-4, заменяя согласные п-б на согласные звуки г-к

РАБОТА НАД СВИСТЯЩИМИ И ШИПЯЩИМИ СОГЛАСНЫМИ

1. На долгом выдохе тянуть звуки:

с-с-с-с-с-с-

з-з-з-з-з-з

ш-ш-ш-ш-ш

ж-ж-ж-ж-ж-ж

ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц

ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-

2. Произносим слоги, согласные – короткие:

Са — сэ — си-со-су

За-зэ – зи – зо – зу

Ша –шэ – ши – шо –шу

Жа – жэ – жи – жо – жу

Ца – цэ – ци – цо – цу

Ча – чэ – чи – чо — чу

3. В конце слога меняем звонкие и глухие звуки. Звонкие согласные не заменяем глухими, они должны звучат твердо и активно

Саз – сэз – сиз – соз – суз

Зас – зэс – зис – зос – зус

Шаж – шэж – шиж – шож – шуж

Жаш – жэш – жиш – жош – жуш

В представленных упражнениях согласные звуки нужно произносить четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной.

Скороговорки на звук [Б]

Баран буян залез в бурьян.

Купила бабуся бусы Марусе.

От топота копыт пыль по полю летит.

Боронила борона неборованное поле.

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Скороговорки на звуки [Б и Л]

Добыл бобыль бобов.

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

Скороговорки на звук [В]

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Выдра у выдры норовила вырвать рыбу.

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот.

Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

Скороговорки на звук [Г]

Гроза грозна, грозна гроза.

На дворе галка, на берегу галька.

Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит пока грозна.

Повстречались две подружки, две подружки - две болтушки, говорили-говорили, говорили-говорили, говорили-говорили, да не выговорились.

Скороговорки на звук [Д]

Дарья дарит Дине дыни.

По двору, подворью, в добром здоровье.

Долбил дятел дуб, выдалбливал, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.

Б) гласные звуки

Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных звуков:

А – Э – И – О – У

Чередование гласных может быть в разной последовательности:

И – Э – А – О – У – Ы

О – У – А – И – Ы – Э

Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ, положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В начале после каждого гласного делается цезура (остановка, потом упражнение произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Динамика – умеренная, в диапазоне избегаем крайних звуков. Цель упражнения – освобождение от зажимов, мышечного напряжения.

При отработке звука «А» нижняя челюсть опускается, язык не должен подниматься «горбиком». Важно, чтобы при произношении звука «А» голос не звучал напряженно и открыто (так называемый «белый звук»). Чтобы этого не происходило, нужно не открывать слишком широко рот, очертание рта (артикуляцию) приблизить к произношению звука «О».

На звуке «О» губы округляются, челюсть опускается меньше, чем на звуке «А».

При произношении звука «У» губы вытягиваются в трубочку вперед. Губы слегка приоткрыты.

При произношении звука «Э» нижняя челюсть менее опущена, чем при произношении «А» и «О». И рот открывается не так широко, как при произношении «А» и «О». Язык округляется передней частью, а кончик языка опускается.

При произношении звука «И» язык подается вверх и вперед, уголки губ слегка растянуты. Расстояние между зубами минимальное.

Скороговорки на букву [И]

У ёлки иголки колки.

Лилипуты воду лили и все лилии залили.

Крокодил зарылся в ил, крокодила Нил манил.

Полили ли вы лилию? Не залили ли? Не перелили ли?

Скороговорки на звук [О]

Во пОле затопали кони.

Осип охрип, а Архип осип.

Хохотал хохол, ухохатывался.

Во дворе трава, на траве дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

Колпак на колпаке и под колпаком колпак.

Скороговорки на звук [У]

У осы не усы, не усища, а усики.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!

3. Упражнения на формирование единой вокальной певческой позиции.

- что важно:

Ощущение внутреннего объема, поднятие мягкого неба.

Образуется зевок и высокая вокальная позиция. Для этого по показу педагога, используя в упражнении указательный палец, произносим БЭЭЭ, БООО, БУУУ.

-Следующее упражнение :

А – Ягодка моя аленькая (движение рук вверх) Улыбка и зевок.

О – Бочка с медом (руки по щекам гладят вниз).

И – Принц, миленький (руки находятся у верхней губы и поднимаются вверх, рисуя улыбку).

Е – Миленький, меленький (так же, как и).

У – Юля, умница (руки мягко ведут по щекам, как бы рисуя трубу).

- Филировка звука.

Слово ОНГ. Сначала берем крупно, затем филируем. Звук в центре головы. Берется ярко и постепенно исчезает через ноздри. Так же можно брать слово КИНГ.

III. Приемы развития певческого голоса :

1) упражнения на формирование смешанного типа звучания. - По квинте на тпр движение вверх и вниз. Спокойно не давить, не подталкивать. С тональности ля мажор малой октавы и до си мажор первой октавы.

- Нэй, нэй, нэй. По мажорному трезвучию вверх. Ля мажор малой и до ля мажор первой.

2) упражнения на сглаживание регистров.

- Используем так называемый немой звук. Раскрываем ноздри. Нет откровенного Н, кончик языка в спокойном положении. Кверху звук не раздувать. Звук, как скулит щенок. Этот звук перетянуть на упражнение. С небольшим глиссандо, как бы подвывая. Петь на интервал квинту, или октаву.

- Упражнение “Мартовский кот”. Поется октава вверх МЯЯЯ---ААА---У А вверхняя нота октавы, У возвращаемся в исходную ноту.

3) упражнения на развитие диапазона

-Мычим на согласную “М” на одном звуке от си малой октавы и по полутонам вверх. Будим голос. -А а А а А а Раскачка на большой секунде от си бемоля малой октавы. - Немой звук по развернутому мажорному трезвучию вверх (Ля-до#-до#-мими-ля; вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) Чередуя легато и стаккато. - Мажорный септаккорд в разложенном виде поется на УУУ и открывается на верхнем вуке на А, раскачивается и спускается вниз на гласную АА, а тоника внизу поется на У.

IV. Приёмы развития вокальных украшений :

1) Субтон- пение с придыханием. Теплый воздух в нижнюю челюсть. Сначала воздух потом звук. (Ля-до#-до#-ми-ми-ля; вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) На А. Призвук от воздуха получается ХА).

2) Фальцет. Вокальный прием головного регистра. Головной звук с воздухом.

Продуваем воздух в очень узкий звук. Слово Ветер с воздухом (фальцетом). Протягивая звук и воздух “проводить” через рот. С воздухом Уууу, Аааа (До# четверть с точкой, си восьмая, ля четверть в первой октаве).

3) Вибрато. Вибрато заключается в колебании тона звука, вызываемом периодическим движением диафрагмы. На гласную И. Темп постепенно ускоряется. Упражнение поется почти на стаккато. До-ре, до-ре (четверти, доре, до-ре, до-ре, до-ре (восьмые, доооооо (шестнадцатые).

Вокальный репертуар для детского эстрадного ансамбля

(младший школьный возраст)

Пестрый колпачок (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве);

Хорошо рядом с мамой (слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко);

Солнечная капель (слова И. Вахрушевой, музыка С. Соснина);

Доброта (слова И. Бурсова, музыка Е. Гомоновой);

Я имею право (автор И. М. Осокина);

Мы теперь ученики (слова К. Ибряева, музыка Г. Струве);

Моя Россия (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве);

Алфавит (слова И. Резника, музыка Р. Паулса).

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровленияИспользование кинезиологических упражнений в работе с детьми для развития умственных способностей и оздоровления Мастер-класс для педагогов «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста для развития умственных способностей.

Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка»Консультация «Чем полезны пазлы для развития ребенка» Практически все родители в поисках занятий для ребенка чаще всего отдают предпочтение развивающим играм. И не зря, ведь занятия в форме.

Игры и задания для развития речи ребенкаИгры и задания для развития речи ребенка Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Комплекс релаксационных упражнений на снижение тревожности ребенка Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных.

Методические приемы для развития голоса и музыкального слуха Здравствуйте,уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию методические приемы для развития голоса и музыкального слуха на примере песни.

Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний периодНаглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний период Наглядно-дидактическое пособие «Весёлая дыхательная гимнастика» для развития голоса на музыкальных занятиях в летний период. «Запоют дети.

Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста Подборка игр и упражнений для психомоторного развития детей с ОВЗ дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Упражнение.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Примерные ориентиры нормального развития ребенка Существуют определенные поведенческие ориентиры, позволяющие заподозрить нарушение темпа психического развития ребенка. Знание этих ориентиров.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система вокально-технических упражнений для развития голоса ребенка
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 07:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД