Приложение МААМ

Системный подход как залог экологического образования

Лилия Хаитова
Системный подход как залог экологического образования
▼ Скачать + Заказать документы

В наши дни проблема окружающей среды актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную силу, которая негативно воздействует на биосферу и нарушает ее. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления отрицательных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Публикация «Системный подход как залог экологического образования» размещена в разделах

Дошкольное детство - самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек в нем - часть природы.

Особое внимание в экологическом образовании детей уделяется системному подходу, который осуществляется в рамках развивающего обучения. В основе этого подхода лежит иерархически построенная программа системных знаний о существенных связях в природе. Действенные, осознанные, обобщённые системные знания задают положительное отношение детей к природе, обеспечивают становление и развитие эколого-ориентированной деятельности дошкольников, оказывают положительное влияние на целостное развитие детей.

В рамках этого подхода решаются задачи формирования экологической культуры личности, а именно: формирования и развития у детей элементарных экологических знаний, экологически ориентированного поведения и деятельности, познавательного, гуманного, эстетического отношения к природе. Системный подход не только объединяет другие виды подходов в экологическом образовании, но и имеет свои специфические методы и формы.

Так, в практике работы можно выделить следующие формы экологического образования детей : комплексные занятия в детском саду, коллекционирование природоведческого материала, благотворительные акции, неделя экологии, проектная деятельность, клуб «Исследователи природы», театрализация, различные викторины и другие. О необходимости освоения, использования системного подхода в образовании дошкольников говорится в ФГОС.

Освоение системных знаний дошкольниками осуществляется в ходе организации поисковой деятельности детей. При этом широко используются простейшие опыты. Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком, под руководством педагога.

В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов.

Всякий опыт  - это активный процесс, система действий при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. Таким образом, основой опыта является деятельность детей.

Так в данном опыте, дети получают ответ, как загрязняется почва от свалок, и почему необходимо сортировать бытовые отходы. Хорошо, что с этого года наше Правительство вплотную занимается вопросом утилизации.

Целью, проводимых акций, как например «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать» является формирование экологических знаний дошкольников о зимующих птицах и ответственное, бережное отношения к ним. Активизируется познавательный интерес детей к природе родного края и повышается уровень экологической культуры дошкольников.

На этапе восхождения от общего к конкретному содержанию дети самостоятельно решают познавательные задачи: с позиций знаний о потребностях организмов в факторах среды объясняют причины сезонных изменений в жизни живых существ, анализируют особенности отношений организмов в биоценозах. Следует отметить, что общение воспитателя и детей в ходе организации деятельности строится по типу личностно-ориентированного взаимодействия, которое дети переносят на объекты природы, что делает их личностно значимым для детей.

Участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности. Примером удачного взаимодействия может стать участие дошкольников, а также членов их семей в проектно-исследовательской деятельности, обеспечивающей интеграцию творческой и познавательной активности детей.

В ходе работы с календарем решаются такие задачи,  как: формирование элементарных представлений о фенологических (сезонных) явлениях природы. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений. Знакомятся с правилами поведения в природе. С помощью календаря дети наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года определяют год, время года, месяц, день недели и число месяца, усваивают как в процессе смены времен года меняется погода; что происходит в растительном и животном мире; что происходит в деятельности человека.

Таким образом, системные знания детей, сформированные в ходе организации поисковой деятельности детей, обладают признаками осознанности, мотивированности, действенности. Это значит, что в ходе освоения системных экологических знаний у детей формируется осознанное положительное отношение к объектам природы. В ходе освоения системных знаний о природе у дошкольников формируется позиция субъекта деятельности с присущими ему личностными качествами – самостоятельностью, ответственностью, инициативностью. Эти качества и требуют от детей современная жизнь, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования, общество, стремящееся к устойчивому развитию.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Детский сад как основа экологического образования дошкольников. Экологические акции в старшей группеДетский сад как основа экологического образования дошкольников. Экологические акции в старшей группе Детский сад – основа экологического образования дошкольников 1. Экологические акции. Старшая группа 1. Актуальность проблемы Парадоксально,.

Педагогическая технология экологического образования В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, значимость экологического образования дошкольников.

Интеграция экологического воспитания через новую модель дошкольного образования [Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 10 «Ивушка».

К вопросу эффективности экологического образования детей дошкольного возраста Апаназова М. Н., педагог – психолог МБДОУ № 236 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово Скалон Т. А., ПДО МБДОУ № 236 «Детский сад.

Перспективы экологического образования в ДОУ, через создание экологической тропы Актуальность данной темы обусловлена тем, что на планете Земля начался глобальный экологический кризис, речь идёт о загрязнении и оскудении.

Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка: оптимизация социально-оздоровительных технологий Системный подход в формировании здоровья и развития ребенка: оптимизация социально-оздоровительных технологий. "В вашем распоряжении девять.

Средства и методы экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни! В. Берестов Каждый из.

Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольниковЭкологическая тропа как средство экологического образования дошкольников Экологическая тропа как средство экологического образования дошкольников Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных.

Экологические тропы, как форма экологического образования дошкольников Экологические тропы как форма экологического образования дошкольников. Цели и задачи экологической тропы Экологическая тропа – обустроенные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Системный подход как залог экологического образования
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 15:11
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Системный подход как залог экологического образования» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Хаитова (УИ 1831349) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД