Системный подход как залог экологического образования

Лилия Хаитова
Системный подход как залог экологического образования

В наши дни проблема окружающей среды актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную силу, которая негативно воздействует на биосферу и нарушает ее. Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления отрицательных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Дошкольное детство - самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек в нем - часть природы.

Особое внимание в экологическом образовании детей уделяется системному подходу, который осуществляется в рамках развивающего обучения. В основе этого подхода лежит иерархически построенная программа системных знаний о существенных связях в природе. Действенные, осознанные, обобщённые системные знания задают положительное отношение детей к природе, обеспечивают становление и развитие эколого-ориентированной деятельности дошкольников, оказывают положительное влияние на целостное развитие детей.

В рамках этого подхода решаются задачи формирования экологической культуры личности, а именно: формирования и развития у детей элементарных экологических знаний, экологически ориентированного поведения и деятельности, познавательного, гуманного, эстетического отношения к природе. Системный подход не только объединяет другие виды подходов в экологическом образовании, но и имеет свои специфические методы и формы.

Так, в практике работы можно выделить следующие формы экологического образования детей: комплексные занятия в детском саду, коллекционирование природоведческого материала, благотворительные акции, неделя экологии, проектная деятельность, клуб «Исследователи природы», театрализация, различные викторины и другие. О необходимости освоения, использования системного подхода в образовании дошкольников говорится в ФГОС.

Освоение системных знаний дошкольниками осуществляется в ходе организации поисковой деятельности детей. При этом широко используются простейшие опыты. Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком, под руководством педагога.

В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов.

Всякий опыт  - это активный процесс, система действий при помощи которых ребёнок получает ответы на стоящие перед ним вопросы. Таким образом, основой опыта является деятельность детей.

Так в данном опыте, дети получают ответ, как загрязняется почва от свалок, и почему необходимо сортировать бытовые отходы. Хорошо, что с этого года наше Правительство вплотную занимается вопросом утилизации.

Целью, проводимых акций, как например «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать» является формирование экологических знаний дошкольников о зимующих птицах и ответственное, бережное отношения к ним. Активизируется познавательный интерес детей к природе родного края и повышается уровень экологической культуры дошкольников.

На этапе восхождения от общего к конкретному содержанию дети самостоятельно решают познавательные задачи: с позиций знаний о потребностях организмов в факторах среды объясняют причины сезонных изменений в жизни живых существ, анализируют особенности отношений организмов в биоценозах. Следует отметить, что общение воспитателя и детей в ходе организации деятельности строится по типу личностно-ориентированного взаимодействия, которое дети переносят на объекты природы, что делает их личностно значимым для детей.

Участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности. Примером удачного взаимодействия может стать участие дошкольников, а также членов их семей в проектно-исследовательской деятельности, обеспечивающей интеграцию творческой и познавательной активности детей.

В ходе работы с календарем решаются такие задачи, как: формирование элементарных представлений о фенологических (сезонных) явлениях природы. Дети учатся сравнивать, сопоставлять и устанавливать причину и временную зависимость явлений. Знакомятся с правилами поведения в природе. С помощью календаря дети наглядно, в доступной игровой форме на протяжении всего года определяют год, время года, месяц, день недели и число месяца, усваивают как в процессе смены времен года меняется погода; что происходит в растительном и животном мире; что происходит в деятельности человека.

Таким образом, системные знания детей, сформированные в ходе организации поисковой деятельности детей, обладают признаками осознанности, мотивированности, действенности. Это значит, что в ходе освоения системных экологических знаний у детей формируется осознанное положительное отношение к объектам природы. В ходе освоения системных знаний о природе у дошкольников формируется позиция субъекта деятельности с присущими ему личностными качествами – самостоятельностью, ответственностью, инициативностью. Эти качества и требуют от детей современная жизнь, Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования, общество, стремящееся к устойчивому развитию.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Детский сад как основа экологического образования дошкольников «Экологические акции» в старшей группеДетский сад как основа экологического образования дошкольников «Экологические акции» в старшей группе Детский сад – основа экологического образования дошкольников 1. Экологические акции. Старшая группа 1. Актуальность проблемы Парадоксально,.

Педагогическая технология экологического образования В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, значимость экологического образования дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Системный подход как залог экологического образования
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 15:11
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Как слепить пожарного из пластилина
Каким вы представляете себе пожарного? Скорее всего, это будет упитанный мужчина с усами, в красной униформе с желтыми полосочками. Лепка пластилиновых...
Видеоролик песни «Армия идёт»
Видеоролик песни " Армия идёт" 13 февраля работники культуры БДЦ г. Сурска и воспитанники художественной самодеятельности приняли активное...
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста Вопросы пожарной безопасности для детей очень важны, поэтому, родители,...
Осенний праздник во второй младшей группе «Воронушка»
«Воронушка» Осенний праздник во второй младшей группе Оборудование: Искусственные деревья «Капельки» из картона ( к каждой «капельке» прикреплена...
Фотоотчет о коллективной работе детей старшей группы «Транспорт»
В течение недели, посвященной лексической теме «Транспорт. Профессии на транспорте», дети знакомились с видами транспорта в соответствии со средой...