Получи документы

Сказка  как средство экономического воспитания дошкольников

наталья филькина
Сказка  как средство экономического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Зачем дошкольнику экономическое воспитание? Слова «экономика» и «дошкольник» кажутся очень далекими друг от друга, но это лишь на первый взгляд. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI в. – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно и интересно.

Публикация «Сказка  как средство экономического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Если понимать «экономику» как «область разумного ведения домашнего хозяйства», то она неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – это реальная экономика и в ней дети не учатся жить, а живут. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или, наоборот, - бедность (нехватка денег, доходы и расходы). Дети включены в реальные жизненные ситуации постоянно. И эта глобальная социальная проблема может быть решена только сообща родителями и педагогическим коллективом. Но нельзя забывать, что обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания. Необходимо также учитывать и возрастные возможности дошкольника.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оцепить свои возможности» (Джанни Родари).

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Потребность в ней сохраняется у него на многие годы. Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказки множество функций :

сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;

• расширяет круг представлений о мире, человеческих отношениях, позволяет выделить существенное, характерное в объекте (будь то предмет или нравственное качество, знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;

• способствует развитию в ребенке понимания внутреннего мира людей;

• пробуждает фантазию, творческую активность, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям;

• помогает формировать внутреннюю психическую активность ребенка, умение мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия предполагаемых действий, устанавливать причинно-следственные связи во взаимоотношениях между людьми;

• помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий :

Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;

Сказки, отражающие труд людей;

Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;

Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями : труд, распределение, обмен, производство;

Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Перспективный план по экономическому обучению и воспитанию детей средствами сказок

Экономические категории Формируемые Содержание деятельности Интеграция с другими видами деятельности

экономические знания практ. умения и навыки качества личности

Экономика Экономика как наука о домашнем хозяйстве Выделять в окружающем мире экономические характеристики Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности 1. Беседа об экономике, знакомство с Гномом Экономом

2. Занятие «Что такое Экономика? 12золотых правил

3. Экскурсия в игротеку Гнома Эконома

4. Знакомство с работой продавца Чтение книги Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот»;изготовление монет для игры в магазин

Потребность (что нужно человеку) Потребности; виды потребностей (материальные, духовные, материальные) Различать виды потребностей;устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей Воспитывать :, честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию 1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях:

Народных

«Жадная старуха», «Сивка-бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»

Авторских

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон»

2. Занятие «Потребности человека»

3. Занятие «Потребности животных»

4. Занятие «Потребности: материальные, духовные, социальные» Рисование на тему «Любимое занятие»; занятие ОБЖ из цикла «О правилах безопасности»; Чтение художественной литературы: В. Волков «Как избежать беды», Г. Юдин «Главное чудо света»; изготовление Дерева-потребностей

Труд Труд, его виды (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний); продукты труда и его результат; необходимость оплаты за труд; профессии Выделять цепочку трудовых действий; устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса Воспитывать : уважение к результатам труда; трудолюбие; целеустремленность; отрицательное отношение к лени 1. Чтение и обсуждении сказок о труде с использованием проблемных ситуаций и вопросов:

Народных

«Теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь», «Колобок», «Три поросенка»

Авторских

А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе»

О профессиях:

Народных

«Научись ремеслу», «Каша из топора», «Царевна-лягушка»

Авторских

Братья Гримм «Маленькие человечки»

2. Занятие «Мастерская Самоделкина»

3. Беседа о труде родителей

4. Экскурсия в магазин, аптеку, парикмахерскую

5. Сюжетно-дидактическая игра «Магазин», проблемная ситуация «Как узнать, кто продавец»

6. Игра «Кому что нужно для работы»

Все виды трудовой деятельности детей; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Аптека», изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;, дидактическая игра «Кто что делает» или «Как мы играем в экономику», дидактическая игра «Назови профессии, игровая ситуация «Совместный труд», «Чего один не сделает-сделаем вместе»; наблюдение за трудом взрослых; изготовление атрибутов для разных профессий в уголок сюжетно-ролевых игр; дидактическая игра «Кому что нужно»; чтение книги Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»; беседа «Кем работают мои папа и мама»; рисование на тему «Кем я хочу быть»

Бартер Бартер, сущность натурального обмена Определять выгодность бартера Воспитывать у детей негативное отношение к лени, чувство справедливости 1. Чтение и обсуждение сказок о бартере :

Народных

«Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

Авторских

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

2. Игровое занятие «В стране Обмени»

3. Игра-занятие «Интересный обмен»

4. Занятие на тему «Натуральный обмен. Бартер»

5. Сюжетно-дидактическая игра «Найди в сказке экономику» Беседа на тему «История жизни древних людей»; трудовая деятельность: изготовление поделок из природного и бросового материала для обмена между детьми; представление детьми коллекций своих фишек, открыток и взаимовыгодный обмен ими

Выгода и убыток Убыток, прибыль Самостоятельно выполнять простейшие операции для получения выгоды, определять выгодность сделки Сформировать представление о хитрости, воспитывать чувство справедливости Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке :

Народных

«Как мужик гусей делил», «Лисичка-сестиричка и серый волк»

Авторских

Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», В. И. Даль «Про мышь зубастую да воробья богатого», Ф. Хопер «Продавец и лось», Н. Носов «Незнайка на Луне» (Пончик)

Игры-драматизации сказок; проблемные ситуации «Выгодное ли предложение»; упражнения в правильных добрых поступках в повседневной жизни детей; игра ТРИЗ «Хорошо-плохо»

Деньги Деньги; достоинство денег; банк как место их хранения; производство денежных знаков Различать достоинство купюр, считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность 1. Чтение и обсуждение сказок о деньгах :

Авторских

К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», братья Гримм «Выгодное дело», Г. -Х. Андерсен «Огниво»

Народных

«Заработанный рубль»

2. Беседа «О жизни людей в разных странах»

3. Занятие на тему «Деньги»

4. Игра-занятие «Интересные покупки»

5. Игра-занятие «Где делают настоящие деньги»

6. Игра-занятие «Дом, в котором живут деньги» Рисование и изготовление денег для игры; сюжетно-ролевые игры «Банк», «Магазин»; игровая ситуация «Волшебные превращения денежки», дидактическая игра «Банк», «Угадай название», «Закончи предложения»

Реклама Реклама; необходимость рекламы для реализации продуктов труда (товары, услуги); рекламный агент Осуществлять процесс рекламирования, т. е. создания рекламы Воспитывать : предприимчивость, смекалку, негативное отношение к лживости 1. Чтение и обсуждение сказок о рекламе :

Народных

«Лиса и козел»

Авторских

Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», братья Гримм «Три счастливчика», С. Михалков «Как старик корову продавал»

2. Сюжетно-дидактическая игра «Реклама»

3. Игровое занятие «Мир рекламы»

4. Игра-занятие «Как работает рекламное агентство»

5. Занятие «Реклама для енота»

Рассказ «Моя любимая игрушка»; изготовление плакатов о конкурсах в группе, аукционе и т. д. ; проблемная ситуация «Как можно узнать о товаре», игровая ситуация «Рекламное агентство Простоквашино»

Бизнес и капитал Купля-продажа как вид бизнеса; капитал Выделять составные части капитала; выделять деловые качества героев сказок Воспитывать : отрицательное отношение к жадности и корыстности; деловые качества личности; чувство восхищения смекалкой, добротой 1. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале:

Народных

«Как барин овцу купил», «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка», «Свекровь и невестки»

Авторских

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», Н. Носов «Незнайка на Луне», Ф. Хопер «Продавец и лось», А. Толстой «Приключения Буратино»

2. Игра-занятие «Нижегородская ярмарка»

3. Сюжетно-дидактическая игра «Рынок» Инсценировка сказок; дидактическая игра «Магазин игрушек»

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наша ярмарка» (игра-развлечение с экономическим содержанием)Фотоотчёт «Наша ярмарка» (игра-развлечение с экономическим содержанием) Слова экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет жизни.

Проект «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста» Проект: «Секреты экономики как средство формирования экономического мышления у детей дошкольного возраста» Содержание проекта: 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка  как средство экономического воспитания дошкольников
Опубликовано: 4 октября 2014 в 16:53
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказка  как средство экономического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем наталья филькина (УИ 65726) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД