Анна Голуб
Сказка, про белую соль
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
Сказка, про белую соль
Старший дошкольный возраст
Познавательно – экспериментальная деятельность.
Педагог: Голуб Анна Юрьевна, педагогический стажи - 26 лет, первая квалификационная категория
г. Хабаровск, МАДОУ 49
Цель: Знакомство со свойствами соли.
Задачи:
Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах (белая, без ярко выраженного запаха, в воле растворяется, ее можно получить путем выпаривания, бывают разные виды соли);
Публикация «Сказка, про белую соль» размещена в разделах
- Соль. Изучаем соль
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Сформулировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес. Учить аккуратно обращаться с исследовательским оборудованием. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать познавательный интерес.
Оборудование: разные виды соли, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, ложечки, спринцовка, стеклянная колба для кипячения. Прозрачная колба, проволочка. Кусочки овощей свежих и соленых. Иллюстрации. Слайды.
Ход:
- Расскажу я вам, ребята, сказку, про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море боря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к далекому городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли не ели.
Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван, вздумалось ему посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку. Взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы.
Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. Позволил король солью торговать.
- А как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?
Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Соль – природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Производится в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская.
На столе воспитателя в четырех емкостях находится соль (крупного и мелкого помола, морская, йодированная).
- Можете ли вы определить какая соль находиться в этих емкостях? Постарайтесь описать, как вы определили качества соли (предположения детей).
Воспитатель предлагает описать свойства вещества (белое, сыпучее, не имеет запаха, крупинки блестят, твердые на ощупь, легкие).
Загадка:
В воде родиться, а воды боится?
Какая нота и продукт называются одинаково?
Белый камень из горы всегда стоит на столе,
Кто его не ест - тот вкуса не знает.
Отдельно я не так вкусна,
Но в пище каждому нужна.
Опыт 1.
Воспитатель предлагает детям растворить соль в воде. Дети выполняют работу самостоятельно. Определяют, что вещество полностью растворилось в воде, вода свет и запах не изменила, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод: соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.
Вкус воды – ото льда, а вкус пищи от соли
- Как вы, думаете, для чего человеку нужна соль? (для приготовления пищи, засолки овощей и т. д.)
Соль в жизни людей всегда была важным продуктом. Без соли многие продукты непереносимо безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом.
д/игра «узнай по вкусу»
Детям предлагаются кусочки свежих и соленых овощей для определения их вкусовых качеств.
Соль не жалей, так и есть веселей
Физминутка
Быстро встаньте – улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
Сели – встали
И на месте побежали.
- Как только люди узнали вкус соли, они стали ею чрезвычайно дорожить.
Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого – ни будь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах. В древней Персии из каменной соли население строило дома из соляных глыб (показ иллюстраций).
- Чем отличается пресная вода от морской?
- Можно ли добыть соль из морской воды? Как это сделать?
Опыт 2.
Эксперимент проводит воспитатель.
Необходима спиртовка и пробирка с соленой водой. Нагреть эту воду. В результате опыта на стенках пробирки появляется белый налет. Что это такое?
Дать возможность детям убедиться, в том, что это соль, дав попробовать.
Соль добывали из морской воды. Ее проводили в специально вырытые небольшие бассейны, под воздействием горячих солнечных лучей, вода испарялась, соль оседала на дно.
Рассмотреть иллюстрации.
Вывод:
Соль состоит из кристаллов; она белая, растворяется в воде, но не исчезает; ее можно получить снова (если кипятить); соль бывает разная.
Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст.
Физминутка
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Чайки в небе закричат,
Черепахи зашуршат.
И веселые дельфины
Из воды покажут спины.
Соли в речку брошу я –
Выйдет море у меня.
Только где бы по пути
Столько соли мне найти?
слайды о сталактитах
Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Терапевтическое воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.
Опыт 3.
Приготовить перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустить в него проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время появятся кристаллы.
Предложить понаблюдать в течение нескольких дней (выращивание соляных кристаллов).