Бегма Людмила
Сказка в семейном воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить про-свещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений.
Публикация «Сказка в семейном воспитании» размещена в разделах
Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме. Ребенок легче и быстрее пристрастится к литературе, если вся семья проникнута этим пристрастием, если родители постоянно покупают новые книги, радуются их приобретению, берегут их, ведут разговор о прочитанном, устраивают семейные литературные вечера. Чтение должно царить в семье, и ребенок, без особого труда разовьет образное и логическое мышление, свои творческие способности. Кроме того, родителям вместе с детьми необходимо постоянно рассматривать иллюстрации, беседовать об их содержании, причем полезнее предлагать не одну иллюстрацию, а показывать различные направления: абстрактные, комические, реалистические, схематические.
Читая сказку дома, можно включить в этот процесс всех членов семьи и разыграть сказку по ролям. Педагог должен убедить родителей, что это вовсе не зря потерянное время. Оно полностью будет компенсировано поведением ребенка, его добрым отношением ко всем членам семьи, любовью и заботой о них. Снимутся многие проблемы, если малыш поймет, что взрослые разделяют его интересы, почувствует свою нужность, сопричастность с жизнью своей семьи.
Хорошо бы время от времени повторять прочитанную сказку или отдельные ее части перед сном, чтобы она стала для ребенка не только знакомой, но и любимой, чтобы у него появилось желание кому-нибудь ее рассказать.
Завершающим этапом работы над сказкой может стать чтение ее в лицах. Каким бы маленьким ни был ребенок, ему должна быть отведена важнейшая роль в этом действии.
После чтения сказки предложите ребенку разыграть ее. Подберите из игрушек сказочных героев или сделайте их вместе с ребенком: нарисуйте на картоне, затем вырежьте или слепите из пластилина. Можно также условно назвать куклами предметы, подходящие на эту роль. Стремитесь, чтобы ребенок не только помогал вам, но и предлагал свои варианты, придумывал свои атрибуты. Далее начинайте игру-спектакль.
Репетировать отдельные сцены не нужно, потому что это больше игра, чем спектакль. Первый вариант можно проиграть по сказке, желательно поточнее, после распределения вами ролей. Если вам не хватает «актеров», пригласите членов семьи или друзей ребенка.
В качестве второго варианта предложите ребенку сыграть свой спектакль.
Сначала начните действие так, как в книге. Пусть ребенок придумает сам разные сюжетные повороты, а вы незаметно направляйте это развитие сюжета, но не замечаниями и предложениями, а с помощью других персонажей. В таких играх может проявляться то, что в данное время мучает ребенка, но что он может не осознавать или сознательно умалчивать. Будьте особенно осторожны, внимательны и готовы к любому экспромту. Но стремитесь к главному — чтобы ребенок сам, не замечая вашей помощи, но ощущая вашу поддержку, находил нужное решение в ситуациях морального выбора: помогал добром героям победить и жалел злых неудачников. Таким образом, можно проиграть два варианта — текстовой и творческий — всех тех сказок, которые вы читали малышу.
Помните, что игра имеет важное значение в процессе речевого, нравственного и эмоционального развития ребенка.