Получи документы

Сказкотерапия

Елена Яковлева
Сказкотерапия

Работая с детьми дошкольного возраста, я обратила внимание, что дети не умеют управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

Публикация «Сказкотерапия» размещена в разделах

Для ребенка дошкольного возраста наиболее важная информация для развития и социализации должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, которые использовали еще наши предки, занимаясь воспитанием детей. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.

Сказкотерапия – это система развития эмоционального интеллекта, с использованием различных методов развивается самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.

К тому же сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на собственные силы.

2. Потребность в знаниях и опыте. Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности: малыш учится проявлению доброты, внимания, сочувствия, сопереживания; овладевает способностью замечать изменения настроения, эмоционального состояния другого; учится выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Моя работа с детьми с использованием методов сказкотерапии строится либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

Присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную. Я чаще всего использую манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, проговаривание волшебных заклинаний. Также детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника, у которого есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Роль проводника играют куклы Феи, Гномики, Эльфы и т. д. Наши сказочные путешествия наполнены играми, позволяющими ближе познакомиться со сказкой.

1. Современные тенденции в развитии детей таковы, что родители моей группы направляют все свои усилия на развитие интеллекта ребенка, забывая об эмоциональной сфере. А ведь обделенная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальных способностей. Поэтому я познакомила родителей с методом сказкотерапии. Для этого мною была проведена групповая консультация, на которой была дана информация о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает, я дала понять родителям, что язык сказки, погруженный в мир фантазии и волшебства - это один из способов, который помогает наладить контакт и взаимопонимания между взрослыми и детьми. В заключении родителям было предложено обыграть и обсудить содержание сказки, определить воспитательные задачи, которые можно решить с помощью данной сказки.

2. Также я сделала подборку пальчиковых игр, которые стали для меня помощниками на первом этапе знакомство со сказкой, дети могли обыграть некоторые моменты.

3. Сделала подборку сказок соответственно выделенным проблемам (страх темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов, во время знакомства со сказками обсуждали поведения героев, акцентируя внимания на вышеперечисленных проблемах. «Почему герой так поступил?» - то есть более активная работа с текстом, где обсуждение поведения и мотивов персонажа служит поводом к обсуждению ценностей и поведения человека. Вводятся оценки и критерии «хорошо»«плохо».

4. В своей работе я применяю Сказкотерапевтическое рисование. Конечно, дети еще и рисовали сказки : любимого сказочного героя, сказочную страну и т. д. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются: проективное диагностическое рисование, спонтанное рисование.

В первую группу вошли такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев.

Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера гнома… В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о них истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии, обогащение эмоционального мира ребенка.

5. Решение сказочных задач – это сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы друзей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Вначале дети терялись в ситуации выбора, затем их ответы становились более разнообразными. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка.

6. Предлагаю детям обыгрывание этюдов. Проигрывание этюдов дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и с помощью мимики и жестов передать эмоциональное состояние героев. Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, волка, медведя, птиц. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными, ведь в эти минуты они не застенчивые Маши и Сережи, а хитрые лисички, смелые зайчата, сильные мишки.

7. Применяла метод Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.

8. Предлагаю детям Самостоятельно сочинять сказки. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица

Групповое рассказывание сказок

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения

Групповое придумывание сказки

9. в работе с детьми дошкольного возраста я предлагаю песочную терапию в контексте сказкотерапии. В рамках данного подхода и с использованием специального оборудования дети создают сказки на песке : творят, оживляют, сочиняют и просто взаимодействуют с природными материалами – песком и водой, «заземляя» тем самым негативную энергию, которая может накапливаться в каждом из нас. Песочница - эта та среда, в которой оживают сказки, оживает любая информация необходимая для ребенка.

Итогом работы послужило проведение открытых мероприятий. Совместно с родителями.

Спустился вечер за окном,

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Экран настроения»Дидактическая игра «Экран настроения» В настоящее время эмоциональное развитие - очень важный показатель развития личности ребёнка. Можно научить ребенка управлять своим настроением,.

Эмоциональное развитие дошкольников. «Дерево настроений»Эмоциональное развитие дошкольников. «Дерево настроений» Работая над формированием внутреннего мира ребёнка, необходимо понимать его индивидуальные особенности, общее психофизическое развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 14:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД